Основные правила техники безопасности при работе с компьютером. Правила работы за компьютером для детей Требования безопасности при аварийных ситуациях

Каждое из этих направлений нужно знать и применять, чтобы избегать нежелательных последствий от использования компьютера детьми.

Оптимальное время пользования

Изучая влияние компьютера на детей, психологи, педиатры и педагоги приходят к выводу, что для каждой возрастной категории необходимо соблюдать следующие ограничения по времени пользования:

  • 2-3 года: занятие не должно превышать 10 минут, оптимально ограничиться 5 минутами. Еженедельно не более 3 занятий;
  • 3-4 года: максимальное время на занятие - 15 минут, но стараться уложиться в 10. В неделю 3 подхода;
  • 4-5 лет: не более 20 минут, оптимально – 15. Заниматься через день, давая крохе время на адаптацию;
  • 5-6 лет: до 30 минут. Исключение можно сделать для просмотра полнометражного мультфильма вместе с родителями, желательно делать небольшие перерывы каждые 30 минут для обсуждения сюжета и разминки для глаз. Играть в компьютерные игры не более 15 минут.

Для оптимизации временных рамок желательно установить определенное время, когда малыш будет заниматься. Наиболее подходящий отрезок в первой половине дня или после обеденного сна. Не рекомендуют заниматься перед сном или приемом пищи: большой поток информации перевозбудит кроху, что помешает спокойно заснуть или снизит аппетит.

Все временные ограничения должны быть оговорены с ребенком, он должен четко понимать, что компьютер - средство получения знаний, а не активное развлечение. Постепенно приучайте к дозированному использованию гаджетов, давая выбор среди интересных занятий вне монитора.

Безопасность ребенка за компьютером

Важную роль в получении положительного эффекта от обучения на компьютере играет соблюдение правил безопасности, правильного положения ребенка. Уже с первых дней знакомства ребенка с компьютером следите за выполнением следующих условий:

  • Положение тела должно быть правильным - во время работы за компьютером малыш не должен сутулиться. Для этого важно подобрать правильную высоту стула, при необходимости, предложить подставку под ноги. Если малыш просто смотрит, не работая мышкой или клавиатурой, то посадите его в правильном положении на стул и периодически проверяйте;
  • Контролируйте освещенность помещения при работе. Свет должен быть довольно ярким, не создавать блики на экране;
  • При работе за компьютером монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см, при просмотре видео оптимально расположение ребенка в трех метрах от экрана, изображение должно быть на уровне глаз. Не стоит допускать, чтобы ребенок поднимал голову или изменял направление взгляда;
  • Обучите кроху делать разминку для глаз и проводите ее регулярно.

Безопасность использования и уход за техникой

Кроме требований по времени и положению тела ребенка, рекомендуют учитывать следующие моменты:

  • Компьютер нежелательно располагать в комнате ребенка. Правильней, чтобы он находился в месте, где вы сможете постоянно контролировать занятия ребенка;
  • Проводите регулярно влажную уборку в помещении с компьютером и ежедневно хорошо проветривайте;
  • Следите за монитором, не допускайте скопления пыли, убирая ее специальной тканью и обрабатывая антистатиком;
  • Старайтесь расположить все провода так, чтобы малыш не задевал их, не имел доступа к розеткам;
  • Включайте компьютер только на время занятий, после чего всегда выключайте. Не оставляйте его включенным без присмотра;
  • Не позволяйте кушать рядом с компьютером, смотреть его лежа;
  • Хорошо установить программу таймер, которая завершит работу по истечении установленного времени;
  • Желательно пользоваться функцией «родительский контроль», чтобы избежать нежелательного воздействия.

Соблюдая эти простые правила, сможете использовать компьютер в качестве вашего помощника, избежать негативных последствий и развивать ребенка.

Режим использования компьютера

Для соблюдения правил установите на компьютер специальные программы для блокировки нежелательных сайтов и программ, используйте таймер для завершения работы по истечении установленного времени. Постепенно навыки работы с компьютером у ребенка будут развиваться, поэтому стоит регулярно проверять, не обходит ли ваши запреты кроха, не нашел ли неведомый для вас нежелательный ресурс или игру.

Чтобы способы контроля сработали, соблюдайте важное условие: родители должны быть примером. Покажите малышу, что за компьютером люди работают или учатся, но не проводят большую часть времени в играх.

Галина Сорокина
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности при работе на компьютере

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам конспект

ознакомлению дошкольников

с «Великий и не безопасный мудрец » . Надеюсь, что предложенный материал будет Вам интересен.

ГБДОУ Детский сад № 25.

Выборгский район. Город Санкт-Петербург.

Конспект

НОД по ознакомлению дошкольников

с правилами безопасности

при работе на компьютере

«Великий и не безопасный мудрец » .

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра”

Джон Дьюи.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников

с правилами безопасности при работе на компьютере «Великий и не безопасный мудрец » .

Материалы и оборудование :

Ноутбук, колонки, наушники, принтер, сканер, проектор.

Разрезные картинки с изображением основных устройств компьютера : ноутбука, компьютера , колонок, наушников, принтера, проектора.

Электронная поддержка : мультфильм «Кот Саймона» .(15 серия) 2008-2011.

Интеграция образовательных областей : «Познание » , «Здоровье» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Художественное творчество» .

Задачи :

Познание : обобщить и систематизировать знания детей о назначении и способах использования компьютера в быту и на рабочем месте ; вызвать у детей интерес к познавательным программам ;

расширять кругозор, обогащать словарный запас детей компьютерной терминологией .

Здоровье : - сформировать представление о требованиях безопасности и гигиены при работе за компьютером ;

Коммуникация : развивать умение свободного общения с взрослыми и детьми; знакомство детей с загадками, связанными с компьютером , расширять словарный запас воспитанников.

Социализация : через участие в играх воспитывать у детей здоровый дух соперничества.

Художественное творчество :

Учить детей создавать рисунки-памятки о безопасной работе на компьютере .

Предварительная работа :

Беседы с целью дать общие сведения о компьютере и его свойствах и назначении.

Чтение стихотворений, рассматривание фотографий, иллюстраций, экскурсии в кабинет старшего воспитателя, заведующей и делопроизводителя.

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с величайшим мудрецом! Как вы думаете, что это за мудрец?

Не догадались? Тогда загадка :

Что за друг такой железный,

Интересный и полезный?

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен…-(компьютер ) .

Ребята, сейчас трудно найти семью, в которой не было бы компьютера .

А как вы думаете, почему я назвала компьютер великим мудрецом ?

Где используются компьютеры ?

Как используется компьютер в нашей группе ?

Какие презентации вам запомнились и почему?

Какие познавательные и развивающие программы вам нравятся?

Дидактическая игра «Собери картинку» (компоненты компьютера ) .

Ребята, на столах лежат конверты. Посмотрите, что там лежит. (Части от картинки, В конвертах разрезанные картинки. Нужно их собрать.

Что у вас получилось? Назовите предмет и скажите для чего он нужен. (Ноутбук, компьютер , колонки, наушники, принтер, проектор).

Правильно !

Ребята, а вы знаете, что за компьютером нельзя сидеть долгое время? (Ответы) .

А почему? (Ответы детей) .

Если долго сидеть за компьютером , может испортиться зрение. Поэтому для работы за компьютером отводится определённое время и обязательно нужно делать гимнастику для глаз (зрительную гимнастику) чтобы глазки отдохнули.

Сейчас мы с вами сделаем комплекс гимнастики для здоровья наших глазок.

Зрительная гимнастика :

"Дали глазкам отдохнуть".

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Мы с компьютером играли ,

Наши глазки так устали.

Надо глазкам отдых дать,

Будем быстро мы моргать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем быстро мы моргать.

Вправо , влево посмотрели,

Вверх и вниз, и вверх и вниз!

Снова вправо , снова влево,

Вверх и вниз, и вверх и вниз!

А теперь глаза закроем,

Широко опять откроем.

И ладошками глаза

Мы закроем не спеша.

Отдых мы глазам дадим,

В темноте посидим.

Снова мы глаза откроем,

На работу их настроим !

Ребята, компьютер - великий мудрец , но он может быть опасен, если не соблюдать определённые правила . Наши глазки отдохнули и сейчас мы посмотрим презентацию о правилах поведения за компьютером .

Компьютер - электрический прибор, а значит, может быть опасен для жизни. (Слайд)

Будьте осторожны! Не трогайте провода, которые подведены к компьютеру . (Слайд)

Компьютер боится грязи . (Слайд)

Пыль вредит компьютеру , проникает внутрь и портит его. (Слайд) .

Грязные руки испачкают и выведут компьютер из строя . (Слайд) .

Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения взрослых! (Слайд) .

Компьютер не столовая ! Лучше не подходить к нему с хлебом, орешками, конфетами, чаем. Крошки навредят компьютеру больше , чем пыль, а пролитый чай может испортить его окончательно. (Слайд) .

Нажимая клавиши, не прилагайте больших усилий. Барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете её из строя. (Слайд) .

Так же нужно относиться к мышке и другим устройствам, подключаемым к компьютеру . (Слайд) .

Не трогайте экран монитора даже чистыми пальцами - на нём всё равно останутся следы. (Слайд) .

Какие правила поведения за компьютером вы запомнили ?

А сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм «Кот Саймона» . После просмотра вы должны будите ответить на вопрос : «Что Саймон делал не правильно .

Просмотр мультфильма.

Так какие же правила безопасности при работе за компьютером нарушал Саймон ?

Ребята, сегодня мы много говорили о правилах безопасности при работе за компьютером . А сейчас я предлагаю вам создать рисунки-памятки о безопасности работы за компьютером . Мы поместим эти правила в наш компьютерный уголок , чтобы никогда их не забывать.

Литература.

1. Изучаем компьютер/ Дуванов А . – М.: Эксмо, 2012.- 112 с.: ил. +1 CD-Rom (Мои первые уроки)

2. Мультфильм про кота Саймона : http://www.youtube.com/watch?v=BWIPZvwcnX8&feature=bf_prev&list=UUH6vXjt-BA7QHl0KnfL-7RQ

Инструкция по охране труда при работе с компьютером в ДОУ

1. Общие требования безопасности

1.1 К работе с компьютером допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 При работе с компьютером воспитанники должны соблюдать правила поведения, расписание занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3 При работе с компьютером возможно воздействие на воспитанников следующих опасных и вредных производственных факторов:

Неблагоприятное воздействие на организм человека неионизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;

Неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономических параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптимального диапазона;

Поражение электрическим током.

1.4 Кабинет, где установлены компьютера, должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах или при плохом самочувствии.

1.5 При работе с компьютером соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет должен быть оснащен двумя углекислотными огнетушителями.

1.6 О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить педагогу. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом педагогу.

1.7 В процессе работы с видеотерминалами воспитанники должны соблюдать порядок проведения работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8 Воспитанники, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми воспитанниками проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1 Тщательно проветрить кабинет и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19 - 21° С, относительная влажность воздуха в пределах 62- 55%.

2.2 Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а также защитных экранов видеотерминалов.

2.3 Включить видеотерминалы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 Не включать видеотерминалы без разрешения педагога.

3.2 При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6 - 0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.

3.3 Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.

3.4.Ноги и спина должны иметь опору, а центр монитора должен находиться на уровне глаз или немного выше.

Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Для уменьшения зрительного напряжения необходимы:

  1. хорошее освещение;
  2. чёткое и контрастное изображение на экране компьютера;
  3. расстояние от глаз до экрана компьютера – не менее 50 – 60 см.

Это оптимальные условия от лица до экрана. При более близком расстоянии может возникнуть чрезмерное напряжение аккомодационного аппарата глаз. Сидеть надо прямо, а не сбоку, поэтому одновременно заниматься за компьютером может только один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изобра-жения на экране резко ухудшаются.

Режим работы – один из факторов профилактики утомления и п За компьютером дети, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание, они увлекаются и могут долго сидеть у монитора, не чувствуя усталости. Поэтому следует обратить внимание

на внешние признаки утомляемости:

  1. Потеря контроля над собой: ребёнок трогает лицо, непроизвольно подёргивается.
  2. Полное утомление: склонение головы, сползание со стула.
  3. Эмоционально – невротические реакции.

Для предупреждения развития переутомления обязательны физкультурные

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 В случае появления неисправности в работе видеотерминала следует выключить его и сообщить об этом педагогу.

4.2 При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом педагогу.

4.3 При поражении электрическим током немедленно отключить видеотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрацию учреждения.

5. Требование безопасности по окончании работы

5.1 С разрешения педагога выключить видеотерминалы и привести в порядок рабочее место.

5.2 Тщательно проветрить и провести влажную уборку кабинета.


Ключевые понятия: персональный компьютер, глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности, информационная безопасность, программа – фильтр,культура безопасности, политика информационной безопасности, здоровьесберегающая технология.

Цели и задачи : обеспечить охрану здоровья ребенка при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению данных проблем.

Результаты : организация оптимального режима работы детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей.

Критерии оценивания результатов:

  • наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами;
  • режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
  • количество детей, прошедших инструктаж по информационной безопасности при работе в Интернет;
  • количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах информационной безопасности детей в Интернет;
  • наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет;
  • количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными программами-фильтрами.

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте – дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.

Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активностьучащихся на уроке.
  2. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
  3. Экономится время и предоставляется возможность решения большего числа задач.
  4. При проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. При современном уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и нервное переутомление.

Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить на две составляющие:

  1. соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;
  2. обеспечение информационной безопасности.

Выполнение этих условий необходимо выполнить не только школой, но и родителями дома.

I этап

Организация режима работы на компьютере:

  • разработка и утверждение режима работы кабинетов с компьютерами (Приложение 1 );
  • проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами (Приложение 2 );
  • оформление уголков безопасности с размещением в них всех инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за компьютером (Приложение 3 );
  • организация и проведение физкультминуток при проведении занятий (Приложение 4 );
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы детей за компьютером.

II этап

Организация режима доступа к образовательным ресурсам Интернет:

  • проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам Интернет;
  • разработка методического пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»;
  • установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
  • проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам;
  • памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернет».

Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

  1. ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  2. блокировать доступ к некоторым сайтам,
  3. блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
  4. запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

III этап

Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.

Видеть в современной технике только добро или только зло – это крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует определенной техники, а точнее – культуры безопасности.

При всей важности технических средств, понятно, что они являются всего лишь частью осуществления политики информационной безопасности. Она включает воспитательные и образовательные мероприятия.

В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №13» (Приложение 5 ).

В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети Интернет.Разработан пакет документов, регламентирующий работу Совета:

  1. Положение об Общественном совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (Приложение 6 );
  2. Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы №13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (Приложение 7 ).

В помощь классным руководителям для проведения классных часов и родительского лектория разработаны:

  1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет (Приложение 8 )
  2. Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

Техника безопасности при работе с компьютером – требования ГОСТов, инструкций по охране труда и прочих утвержденных госорганами документов. На предприятии (в офисах) за этим следит ответственный сотрудник. В домашних условиях организовать безопасность использования личного ПК труднее: пользователь либо не знает правил, либо не хочет их выполнять.

Кратко выпишем основные факторы, негативно влияющие на здоровье человека при работе с персональным компьютером:

  • излучения – инфракрасное, электромагнитное, в некоторых случаях рентгеновское;
  • негативное воздействие экранного излучения на зрение;
  • порча осанки, усталость в спине (особенно в шейном отделе);
  • риск аварийной ситуации.

В нашем обзоре мы будем опираться на инструкции и правила, рассчитанные на «промышленную» (офисную) работу с ПК. Они информативно исчерпывающие, поэтому подойдут для домашнего применения.

Использование ПК предполагает три: начало, сама работа и завершение. Отдельно поговорим о действиях в аварийных ситуациях.

Начинаем работать

Перед началом следует подготовить свое рабочее место: проветривается комната, регулируется мебель (высота стула, наклон спинки, подставки под ноги), настраивается свет. Важно проверить целостность ПК, чтобы отсутствовали видимые повреждения монитора, системного блока. Нельзя допустить повреждение кабелей. Обязательно протереть пыль с монитора, системника, рабочего стола, дополнительных устройств.

Включается компьютер в такой последовательности: стабилизатор напряжения (при наличии), бесперебойник, вспомогательная техника (принтер, сканер и т.д.), сам компьютер (системный блок).

Нельзя работать за компьютером, если:

  • неисправен монитор (мерцания, пятна, дрожания изображения);
  • повреждены провода, розетки или другие детали ПК.

В офисе вызывается ответственный сотрудник, дома – мастер по диагностике и ремонту персональных компьютеров. Самостоятельно «паять провода» или лезть с отверткой внутрь системного блока не нужно.

Продолжаем работать

Компьютер включен, рабочий день начался. Не забываем о проводах – их не следует лишний раз трогать, по сто раз переключать из розеток. На рабочем столе не должно быть ничего лишнего, запрещается пить или есть за компьютером.

Соблюдаем правильное положение тела за компьютером:

  • расстояние от глаз до монитора – больше 50 сантиметров;
  • оптимальный угол экранного наклона – 30 градусов;
  • колени сгибаются под 90-градусным прямым углом;
  • под столом – ничего лишнего, что бы мешало ногам;
  • позвоночник должен принимать естественное положение.

На изображении видим, как правильно и как неправильно сидеть за компьютером.


Перерывы – большая услуга собственному здоровью. Причем не только в рабочее время, но и при любом использовании компьютера (интернет, фильмы, соцсети).

Утвержденные украинскими ГОСТами правила – 10-15 минут через каждые 1-2 часа, в зависимости от специфики работы (операторы набора, программисты и т.д.). Дома возьмите за привычку каждый час отвлекаться от компьютера. За вами никто не следит.

Время перерыва должно быть полезно. Сделайте гимнастику для глаз и для всего тела. Самое банальное – несколько вращений глазами, тазом, пару приседаний, махи руками. Более подробные упражнения в большом количестве можно найти в интернете.

Ниже – пример простых и быстрых упражнений для глаз.


Что делать во время аварийных ситуаций?

Без паники – первое правило. Если пользователь заметил повреждение кабеля, появление запаха гари, непривычного шума, любых других сбоев в работе ПК, нужно сразу же отключить питание компьютера и сообщить о случившемся ответственному сотруднику.

Возгорание локализуется первичными средствами пожаротушения – огнетушителями. Обязательно перед этим отключить проводку. Если это не удается сделать, тушить технику под напряжением можно только углекислотным составом (вода и пена исключены). В более масштабных пожарных ситуациях – незамедлительно вызвать пожарную службу.

При ухудшении самочувствия сотрудника или травме – срочный вызов скорой помощи.

Техника безопасности по окончанию работы за компьютером

Завершаем работу с нашим ПК правильно. Для этого нужно:

  • закрыть все активные программы и задачи;
  • извлечь все накопители (диски, флешки);
  • отключить компьютер, а затем питание системника;
  • выключить вспомогательную технику, бесперебойник, стабилизатор;
  • вынуть все кабели из розетки (обесточить технику).

Важно оставить рабочее место чистым, без мусора и посторонних предметов.

Нормативная база

Детальные правила по технике безопасности при работе с ПК закреплены в ряде документов, утвержденных на уровне министерств. Вот основные из них:

  • основной закон об охране труда ;
  • инструкция по работе с электронно-вычислительными машинами (Министерство доходов и сборов);
  • об охране труда во время эксплуатации электронно-вычислительной техники (Государственный комитет промышленной безопасности);
  • требования безопасности при работе с экранными устройствами (Министерство социальной политики).

Правильная и безопасная работа с компьютером – обязанность каждого сотрудника. Во время домашнего использования ПК – личная ответственность пользователя. Вышеизложенные правила не такие сложные, чтобы ими пренебрегать.