Негативные последствия информационных технологий: психологическая характеристика. Выступление «Позитивные и негативные последствия применения информационных технологий в обучении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Негативные последствия информационных технологий

Психологические последствия компьютеризации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная жизнь человека немыслима без информационных технологий. Согласно немало известной свободной интернет-энциклопедии "Википедия" информационные технологии это " широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники". В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ -- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационные технологии как явление - это палка с двумя концами. Это объект бесконечных споров учёных всех сфер науки. И главный вопрос спора - хорошо или плохо? Информационные технологии - это безграничные возможности общения с разными людьми на другом конце света, не выходя из дома, это гигабайты информации, книг, фото, видео, статей, это магазины "на диване"? Или стоит смотреть на это по-другому - миллионы людей с опухшими красными глазами, сутками не отходящих от компьютера, которые не живут, а проживают свою жизнь, забыв о друзьях, шелесте настоящих книг из библиотеки и походов по магазинам, помогающим снять стресс?

И в этом реферате мне хотелось бы рассказать именно о тёмной стороне информационных технологий - о негативных последствиях общения с ними.

Негативные последствия информационных технологий

Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в "общении" с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.

Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания.

Так, один из ведущих специалистов в области компьютерных наук, автор книги "Психология программирования" - Б.Шнейдерман поднимает вопрос об ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за последствия их применения. При этом Б.Шнейдерман приводит в пример специалистов - физиков, перед которыми встала проблема ответственности за последствия изобретения и использования атомной энергии. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ "Об информационной культуре", в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. А.Г. Асмолов отмечает, что информационные технологии способствуют уходу детей и подростков от действительности. Ю.Д.Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть "сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области".

Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.

Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).

Все эти виды увлечений при разной феноменологии имеют близкие психологические механизмы и особенности. Во-первых, во всех этих видах деятельности может наблюдаться один и тот же феномен: особое состояние поглощенности деятельностью, названное "опытом потока". Этот особый вид субъективного опыта был описан и продолжает изучаться группой американских психологов, возглавляемой М.Чикзентмихейли. В отечественной психологии в рамках этого направления было проведено психологическое исследование компьютерных игр. В центре внимания работы А.Г.Макалатии находятся особые состояния поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности "отходит в сознании человека на задний план и само легко и точно протекающее действие полностью занимает внимание". Опыт потока обладает следующими характеристиками:

1. Требования задачи воспринимаются как соответствующие умениям;

2. Субъект испытывает чувство контроля своих действий и окружения,

3. Требования к действиям ясны; существует быстрая обратная связь;

4. Концентрации внимания достигается без субъективных усилий;

5. У субъекта присутствует ощущение слияния действий и их осознания; самозабвение.

Опыт потока включает интенсивные положительные эмоции и представляет ценность для переживающего его субъекта. Благодаря этому деятельность, в которой присутствует опыт потока, становится внутреннее мотивированной. В работе А.Г.Макалатии было показано, что переживания, получаемые от компьютерных игр, по всем характеристикам соответствуют "опыту потока". Были выявлены дополнительные механизмы, обеспечивающие "залипание" на процессе игры. Это:

1. своеобразный феномен "незаконченного действия", не позволяющий игроку забыть о недоигранной игре;

2. механизм, сильно напоминающий невротический механизм "бегства", желание игрока забыть на время о неприятной реальности. В случае такого "бегства" интенсивность непосредственного удовольствия от игры снижается, а по ее окончании наблюдается усталость, чувство опустошения, раздражение.

Описания такого рода вовлеченности в деятельность можно встретить и применительно к другим видам увлечения информационными технологиями Так, можно встретить указание на то, что подобное состояние испытывают те, кто увлекается пребыванием в сети Интернет. Описания деятельности программистов, например, следующие: "есть что-то опьяняющее в том, что целая система может быть пущена благодаря отданному мной приказу" сходны с "чувством власти икомпетентности", которое ощущается субъектом во время переживания потока.

Сами хакеры в своем издании "Жаргон хакера" подчеркивают сходство своей деятельности с медитацией, экстазом, слиянием с объектом деятельности.

Необходимо отметить, что сами исследователи опыта потока на своей электронной странице в сети Интернет подчеркивают, что это явление носит универсальный характер: несмотря на то, что люди занимаются совершенно разной деятельностью, "их описания этого опыта удивительно похожи".

Описание переживания опыта потока во многом сходно и с описаниями субъекта, находящегося в "виртуальной" реальности - реальности компьютерной игры или информационного пространства (например, в сети Интернет). Как и при переживании опыта потока, виртуальная реальность существует для субъекта актуально "здесь и теперь", в ней нет прошлого и будущего. Об опыте потока было сказано, что действия и их осознание сливаются, у человека, "находящегося в виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в событиях".

Навигация по сети Интернет (связанная с любым видом деятельности), может способствовать появлению своеобразного ухода от реальности, синдрома зависимости от Интернета, при котором процесс навигации "затягивает" субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Так, в самой сети Интернет уже существуют неофициальные консультации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы специальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Важным представляется и тот факт, что в пятую редакцию официальной классификации психических заболеваний в США "DSM-5" предложено включить раздел "Кибернетические расстройства". В операциональном плане описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие "симптомы", как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых размышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значимых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.

пользователь компьютер психологический информатизация анимизм

Психологические последствия компьютеризации

Некоторые ученые опасаются, что люди, воспользовавшись компьютерами как моделью, начнут мыслить механически, но другие возражают, что благодаря предельно конкретной модели определенного стиля мышления работа с компьютером облегчает понимание такой вещи как стиль мышления. С одной стороны, усиление логического мышления может сопровождаться некоторым подавлением интуитивного начала в мышлении. С другой стороны, компьютер может способствовать развитию познавательных потребностей личности, может дать мощный толчок развитию престижной мотивации.

Компьютер может быть как средством освоения действительности, так и средством ухода от этой действительности в мир виртуальный. Психологи выделяют такие негативные последствия информатизации деятельности человека как персонификация, т.е. осознанное и неосознанное уподобление внутреннего мира человека компьютерам, экзуция, т.е. отмирание ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, различных видов и форм деятельности (например, ряда математических действий). Высказываются также опасения по поводу редукции и деперсонификации общения, которые связываются с постепенным угасанием роли эмоций в традиционном общении, происходящим под косвенным и прямым воздействием ИТ

Деперсонификация общения посредством ИТ также сказывается в формировании образа коммуникативного партнера, который обычно редуцируется до набора сообщений, продуцированных им за определенный отрезок времени. Так, к полной или частичной деперсонификации ведет распространенный среди подростков принцип оценки людей через перечень того, что они умеют в области ИТ.

Наряду с редукцией образа коммуникативного партнера информатизация ведет к расщеплению образа, конструированию противоречивых образов. Известен "эффект помалкивания", который заключается в нежелании людей передавать или сообщать адресату плохие, негативные известия или факты. Для передачи негативной информации люди предпочитают использовать опосредованные формы коммуникации (феномен предпочтения "обезличенных контактов"). Если в соответствии с эффектом помалкивания в непосредственном общении будет сообщаться исключительно позитивная информация, а негативная будет передаваться вдогонку по каналу опосредованной коммуникации, то поневоле сформируются и зафиксируются противоречивые образы партнера.

Феномен анимизма проявляется в использовании как детьми, так и взрослыми анимистических характеристик по отношению к ИТ, аргументируя применимость этих характеристик тем, что компьютеры якобы способны мыслить и действовать, но не способны чувствовать (своего рода отрыв аффекта от интеллекта). Тем самым ИТ дают неожиданный импульс анимистическому способу интерпретации реальности.

Заклю чение

Конечно, у информационных технологий много плюсов - в первую очередь это удобство. Сейчас ИТ захватывают всё большие сферы деятельности человека - это и образование, и искусство и общение. Но все-таки проблема информатизации человеческой жизни, на мой взгляд, очень актуальна. Здесь опасность кроется не в уходе от книжной культуры, а вообще от реальной естественной культуры как таковой в сторону культуры виртуальной, техногенной. Но здесь важно понимать, что всё хорошо в меру. Это выбор каждого человека - что смотреть, что читать и что слушать.

С писок использованной литературы

1). Бабаева Ю. Д., Войскуновский А.Е. Психологические последствия информатизации// Психологический журнал. 1998, т.19(1)

Материалы с сайта ru.wikipedia.org /

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление и развитие информатизации профессионального образования. Основные зоны психологических последствий информатизации. Некоторые психологические механизмы воздействия информатизации. Амбивалентность психологических последствий информатизации.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2013

    Изучение системы "человек-компьютер". Обзор психологических проблем, возникающих при взаимодействии человека с компьютером. Психологическое исследование частоты использования компьютера дома респондентами, рабочего времени проводимого за компьютером.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2012

    Исследование деятельности человека в Интернет-среде. Глобальные преобразований личности в условиях применения информационных технологий. Психологические механизмы воздействия информатизации на индивидуальную и групповую психическую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2011

    Физиологические, гигиенические, учебные аспекты использования информационных технологий в жизни ребенка. Применение компьютеров в контексте православного религиозного воспитания. Компьютерные игры и исследование воздействия технологий влияния на детей.

    дипломная работа , добавлен 08.03.2011

    Происхождение застенчивости, трудности изучения ее генезиса, негативные последствия данной черты. Особенности личности застенчивых людей. Формы проявления застенчивости, методы ее диагностики и способы преодоления: пятнадцать шагов к уверенности в себе.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2011

    Исследование вопросов психологических барьеров и активности личности в психологии. Определение трудностей в общении преподавателей и студентов. Обзор структуры и механизмов активности личности. Анализ особенностей возникновения психологических барьеров.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2013

    Рассмотрение трудностей общения у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностическое исследование детей младшего школьного возраста с трудностями в общении. Составление серии занятий по устранению данной проблемы.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2015

    Особенности и развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте. Агрессивность как форма взаимодействия в детском возрасте. Практическое исследование агрессивности детей дошкольного возраста как формы проявления нарушения в общении со сверстниками.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2014

    Характеристика теоретических основ технологий воздействия на массовое сознание в современном обществе. Изучение моделей информационных технологий, механизма и выработки более новых методов воздействия. Рассмотрение Доктрины информационной безопасности.

    реферат , добавлен 09.01.2012

    Оценка понятия "технология" в системе психологического знания. Изучение психологических технологий профориентации как проблемы в отечественных источниках. Особенности психологических технологий профориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Негативные последствия внедрения информационных технологий

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер – один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

Общие выводы

Запомните главное – информация многогранное понятие. Она включает данные, сведения, сообщения и знания; характеризуется источниками её возникновения, потребителями, средой распространения и средствами её доставки. При этом, например, не всякие знания, сведения и данные становятся информацией.

Информация обладает различными свойствами, для систематизации которых используют разные варианты её классификации.

Изучением видов и свойств информации и информационных процессов занимается наука “Информатика”. За рубежом её обычно называют вычислительной наукой. В ней выделяют два основных направления: теоретическая и прикладная информатика. Последнее служит основой формирования “отраслевых информатик”.

Методы и способы работы, основанные на использовании информационных процессов с целью выполнения определённых заданий, создания информационных ресурсов, услуг и продуктов и т.д. называют информационными технологиями. Информационные технологии существуют с незапамятных времен – с момента формирования умственной и физической деятельности человека. Их эволюцию принято рассматривать с момента изобретения в Германии книгопечатания, то есть с середины XV в. Современный (6-й) этап развития информационных технологий специалисты связывают с использованием в XXI в. нанотехнологий и суперкомпьютеров, способных выполнять различные информационные процессы с помощью их объединённых вычислительных мощностей, расположенных в любых местах нашей планеты и связанных между собой с помощью телекоммуникаций (Интернета). Свойства информационных технологий определяют свойства информации.

Инструменты (инструментарий) информационных технологий относят к базе или платформе информационных технологий. Они включают аппаратные средства, устройства и комплексы (компьютеры и периферийные устройства к ним, оргтехника), телекоммуникации, программные продукты и математическое обеспечение. “Платформа” – это важная составляющая структуры информационных технологий – внутренней организации информационных технологий, представляющей взаимосвязь входящих в неё компонентов. Она включает аппаратные и программные средства, базы данных и пользовательский интерфейс.

Информационно-коммуникационные технологии играют важную, если не решающую, роль в экономическом, политическом, социальном, культурном развитии современных обществ. Информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и обществ в целом.

Информационные технологии обладают жизненным циклом. В общем случае он свойственен большинству живых и неживых объектов, например, человеку, животным или растениям. Жизненный цикл информационных технологий означает период жизни и эффективного использования технических средств, компьютерных программ, сайта или портала, линии связи, соединяющей, например, провайдера интернет-услуг и его пользователя.

Развитие информационных технологий связано и с появлением проблем, барьеров и рисков, порождающих неравенство людей (“цифровой разрыв” и “виртуальный барьер”). Изменение технологий выполняемых работ оказывать порой негативное воздействие на участвующих в этих процессах людей, вызывая у них отрицательные реакции, например, неприятие и отторжение, усталость и другое, порождая информационный шум, а также информационный и психологический барьеры.

Жизненный цикл информации. Информационная сфера

Информация может существовать кратковременно (например, в памяти калькулятора в процессе проводимых на нём вычислений), в течение некоторого времени (например, при подготовке какой-либо справки) или очень долго (например, при хранении важных личных, коммерческих, общественных или государственных данных). Эти периоды времени определяют жизненный цикл информации, состоящий из следующих стадий: появление, существование и исчезновение (“смерть”).

Поскольку информация имеет цену и является товаром, её зачастую воспринимают как услугу, продукт или изделие. Здесь же отметим, что жизненный цикл изделия затрагивает два основных его состояния.

Первое состояние связано с процессами его производства, осуществляемыми от момента подготовки проекта до выпуска конкретного изделия. В основе его лежит концепция управления жизненным циклом изделия (англ. “Product Lifecycle Management”, PLM), объединяющая существующие разработки в единое интегрированное решение. Она затрагивает конструкторский, технологический, производственный этапы, завершением которых является коммерческий этап. Такое решение включает: 1) систему управления инженерными данными (англ. “Product Data Management”, PDM), связывающую все компоненты и обеспечивающую взаимодействие с системами, предназначенными для управления ресурсами предприятия (ERP), взаимоотношениями с клиентами (CRM), и с поставщиками (SCM). Данная концепция распространяется на предприятия как с дискретным, так и с непрерывным производством. Реализация PDM систем способствует повышению эффективности разработки изделий, снижению расходов и времени на проектирование, повышению качества и себестоимости выпускаемой продукции, сокращению ошибок и более простому учёту требований клиентов. Однако предприятиям при этом приходится решать технологические, финансовые, организационные и психологические проблемы. При этом наибольшей из них является проблема внутренней неорганизованности на предприятии, когда отсутствует общая идеология, и различные структуры пытаются решать свои локальные задачи, как правило, дешёвыми программными и техническими средствами.

Второе состояние определяет период существования изделия с момента его выпуска, эксплуатации, когда изделие становится продуктом или услугой и до окончания использования (утилизации). Жизненный цикл продуктов и услуг рассматривается в четвёртом занятии.

Жизненный цикл свойственен большинству живых и неживых объектов, например, человеку, животным или растениям. В информационных технологиях в этом случае говорят о жизненном цикле технических средств, компьютерных программ, сайта или портала, линии связи, соединяющей, например, провайдера интернет-услуг и его пользователя.

Развитие информационных технологий осуществляется за счёт научно-технического прогресса (НТП), способствующего созданию новых средств производства, совершенствованию различных служб обслуживания и т.п. В результате создаются огромные распространяемые в обществе массивы (объёмы), информации которые формируют информационную среду (сферу).

Под информационной сферой понимается любая деятельность, направленная на:

  • 1) создание и распространение информации;
  • 2) формирование информационных ресурсов, подготовку и предоставление информационных продуктов и услуг;
  • 3) потребление информации.

Негативные последствия внедрения информационных технологий

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер - один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

Темпы развития информационных технологий в современном мире становятся все больше и больше. Развивается компьютерная техника, совершенствуются уже имеющиеся приложения, создаются новые методы и средства информатизации общества.

В последнее время специалисты по IT-технологиям вплотную занялись разработкой интеллектуальных систем, внедряемых в различные сферы деятельности человека. Новые технологии открывают новые возможности, меняя наш мир и делая его более удобным. Но это удобство сопровождается изменениями в структуре потребностей и мотивации, изменением образа мысли и образа жизни, навыков и даже топологии телесности человека. Автоматизированными инновационными технологиями оборудованы как производства, транспорт, социальные учреждения, так и политические, экономические и культурные организации. Данный феномен изменяет, реконструирует все бизнес-процессы, происходящие в том или ином структурном подразделении предприятия. И, как и любые ноу-хау, инновации в сфере информационных технологий имеют свои последствия. Последствия эти могут быть как положительные, так и отрицательные, ведь революция в компьютерном мире открывает следующую страницу в развитии науки и общества в целом.

Электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, электронная почта, конференции в режиме реального времени обеспечивают возможность рационального использования таких жизненно важных ресурсов, как время, здоровье, деньги. Огромные потоки и массивы информации, которые раньше обладали рутинными свойствами, сегодня становятся объектом деятельности компьютера, что позволяет экономить временные ресурсы сотрудников организации. Человеку дается возможность избавиться от рутинных работ и заниматься лишь активной творческой деятельностью, где требуется воображение, фантазия и креативность индивида. Телеработа, телекоммъютинг (telecommuting), расширение сектора SOHO (малый и домашний офис) позволяют работать дистанционно, и это является положительной стороной информатизации. Благодаря такой возможности очень часто стал применяться гибкий график работы для многих специальностей, причем затраты (такие как офисное помещение, транспортные расходы, производственная инфраструктура) всех участников существенно сокращаются.

Сотрудник организации может более эффективно использовать те временные интервалы, когда его организм работает максимально продуктивно. Появление новых интеллектуальных автоматизированных систем в аграрном и промышленном секторе может избавить человека от тяжелого ручного труда, что впоследствии положительно скажется на здоровье и продолжительность жизни населения. Также положительным аспектом информатизации является оптимизация работы многофункциональных центров, которые позволяют сократить бюджетные издержки, сэкономить время получателя госуслуг и расширить его возможности. Разработка электронного правительства обеспечивает повышение эффективности государственных функций во всех сферах общественного развития. Процесс информатизации - это процесс не только технический и технологический, но также и социальный, поскольку он воздействует на большинство сфер человеческой деятельности и на самого человека. На данный момент в обществе имеет место мнение, что технический прогресс имеет психопатологические последствия. Это способствует развитию и хронификации психических заболеваний, особенно заболеваний невротического плана. На самом деле психологические нагрузки, стресс, раздражительность людей увеличиваются, и это можно увидеть невооруженным глазом.

Развитие технических средств - актуальный процесс, который вызывает определенные психологически изменения. Эти изменения могут быть очень масштабными, например такие феномены, как киборгизация и инвалидизация. Киборгизация - такой процесс, при котором человек, имеющий технические средства, использует их постоянно, и даже не замечает этого, а при длительном неиспользовании техники остро ощущает и переживает ее нехватку. Прежде всего, это касается смартфонов, которые имеются у каждого современного человека. Мобильный телефон позволяет получить доступ к любой информации, находящейся во Всемирной паутине, позволяет связаться с людьми, находящимися в другой стране или на другом материке. Смартфон заменяет живое общение, люди все чаще используют смс-сообщения вместо звонков. Чрезмерное пребывание в виртуальном мире и социальных сетях вызывает зависимость от них, теряется чувство реальности, в которой требуется выполнение каких-либо обязанностей. Живое, открытое общение заменяется на виртуальное. Причем это происходит даже с самыми близкими людьми, друзьями, родственниками, членами семьи.

Отсюда очень часто вытекает непонимание, разногласия, конфликты. Кстати будет упомянуть об одном эксперименте, который провела семейный психолог детской поликлиники. Эксперимент вошел в книгу «Любить или воспитывать?». Суть эксперимента заключалась в том, что детям подросткового возраста предложили добровольно провести 8 часов без каких-либо гаджетов, компьютеров, радио и телевизора. Результаты испытания достаточно плачевны: из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь трое. Оказалось, что выполнение, казалось бы, такой простой задачи очень сложно осуществить, не прилагая никаких усилий. У некоторых детей возникли суицидальные мысли, некоторые испытали острые «панически атаки», а также прямые вегетативные симптомы. Описанная ситуация позволяет сделать вывод, что уже в подростковом возрасте проявляется зависимость от социальных сетей и в целом от Интернета. Врачи описывают все новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьезно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится все сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и концентрироваться на содержании.

Специалисты описали восемь наиболее распространенных психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь. К их числу относятся номофобия (страх остаться без мобильного телефона), синдром фантомного звонка, киберболезнь («цифровая морская болезнь»), «Эффект Google», Facebook-депрессия, онлайн- игромания, киберхондрия и интернет-зависимость. Все эти нарушения разрешаются отказом от социальных сетей или снижением времени использования смартфона. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данном этапе развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Противоречивый процесс всеобщей компьютеризации и информатизации грозит тяжелыми социальными последствиями.

Исчезает разнообразие идей, творческий подход к труду, снижается качество образования. В отличие от традиционного общества, сейчас наиболее ценным продуктом человеческой деятельности становится информация и связанная с ней интеллектуальная собственность, в которой воплощены огромные затраты средств, времени и труда.

Существенные изменения происходят в социальной структуре общества: мобильность экономики, основанной на высоких технологиях, привела к возрастанию социальной мобильности в обществе, поскольку теперь преимущество в продвижении по лестнице социальной иерархии имеет индивид, получивший необходимое образование и имеющий доступ к новейшей информации. Особенно важным обстоятельством является то, что в связи с этим меняется психология человека, где чувства «притупляются» и уходят глубоко вовнутрь его. При постоянной жизни в виртуальном пространстве и общении на «ты» с машиной у человека, особенно молодого, заглушается эмоциональная сторона психики и одновременно формируется безразличие к миру человеческих чувств. Это ведет ко все большему оскудению духовной жизни. Наблюдается общий ценностный и нормативный кризис у молодежи.

Потеря ориентации в ценностно-нормативной системе вызывает у молодежи либо чувство растерянности и утраты смыслообразующих ориентиров, либо стремление любой ценой добиться в жизни успеха и материального благополучия, надеясь при этом не на государство или власть, а исключительно на себя и свою семью . Однако необходимо признать также и огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объемам информации. Наше общество становится все более образованным .

Литература 1. Хахалева, О.А. Последствия развития информационных технологий в современном обществе / О.А. Хахалева // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 87-94.

Дорошенко Кристина Вячеславовна

Стремительное развитие производительных сил, вызванное нарастанием научно-технического прогресса, приводит к увеличению мощи человека. Но как, во имя чего эта мощь используется? Кто извлекает выгоду из непрерывно растущего могущества человека? Чтобы сделать обсуждение этих вопросов более конкретным, следует обратиться к основным направлениям, основным линиям, по которым осуществляется научно-технический прогресс.

1. Мы знаем, что на современном технологическом этапе научно-технического прогресса определяющая, стержневая роль, роль катализатора производственной и управленческой деятельности принадлежит информационной технологии. Она начала интенсивно развиваться с 40-х годов нашего столетия и за полвека достигла необычайного размаха и таких технических результатов, о которых нельзя было и мечтать несколько десятилетий назад. Первые гигантские компьютеры совершали всего несколько тысяч операций в секунду. Новейшие суперкомпьютеры выполняют уже миллиарды операций в секунду. Потребление ими энергии уменьшилось в сотни раз. Первые компьютеры занимали несколько больших помещений и требовали для своего изготовления сотни километров проводов. Современные микрокомпьютеры помещаются на письменном столе, и управлять ими может практически любой человек. В связи с новейшими открытиями в области высокотемпературной сверхпроводимости можно ожидать, что к середине 90-х годов компьютеры, совершающие десятки триллионов операций в секунду и обладающие памятью, способной вместить информацию, содержащуюся в миллионах книг, не будут превышать размеров человеческого черепа. В настоящее время ведутся работы по созданию искусственного интеллекта. Компьютеры с искусст­венным интеллектом смогут осуществлять довольно сложные логические рассуждения, им можно будет поручать решение сложнейших задач, связанных с научными исследованиями, проектированием машин и целых предприятий. Они смогут автоматически управлять гибкими производствами и избавят множество рабочих, инженеров и служащих от монотонной, рутинной работы. С помощью новейших персональных компьютеров можно будет создавать современные надомные производства, резко повысить производительность труда и изменить характер образования. Дети и взрослые получат возможность осваивать новую информацию в десятки раз быстрее, а научные знания, к которым сейчас имеют доступ лишь специалисты, станут достоянием сотен миллионов людей. Изменятся образ жизни людей, быт, общение, рухнут языковые барьеры. Компьютеры будут переводить научную литературу и документы с одного языка на другой почти без помощи человека.

На основании современной микроэлектроники уже сейчас действуют сотни тысяч роботов, сотни полностью автоматизированных производств. К концу столетия в строй вступят миллионы роботов нового поколения, способных понимать и передавать человеческую речь, обладающих цветным и объемным зрением, неутомимых, лишенных негативных эмоций, невозмутимых и крайне выносливых, автоматически действующих устройств, способных во многом заменить человека. К чему же все это приведет?

В условиях капиталистического общества даже в самых развитых странах существует огромная армия людей, исключенных в связи с научно-техническим прогрессом из сферы производственной деятельности. Несмотря на то что развитие информационной технологии приводит к созданию некоторого числа новых рабочих мест, армия безработных, порождаемая роботизацией и компьютеризацией производства, непрерывно возрастает. В развитых капиталистических странах появилась новая социальная болезнь, вызванная страхом перед современной компьютерной техникой и роботами,- «техностресс», а в перспективе число так называемых ненужных людей, исключенных из общественной жизни, может расти еще быстрее. Это объясняется тем, что капиталистические предприятия видят в информационной технологии прежде всего средство для извлечения прибыли. Следовательно, негативные последствия распространения этой технологии не результат применения компьютеров и роботов самих по себе, а следствие их капиталистического использования.

Напротив, в социалистическом обществе развитие и применение информационной технологии преследует другие цели, важнейшая из которых - создание условий для творческого труда и всестороннего развития человека. Поэтому внедрение компьютеров и роботов подчинено здесь не извлечению прибыли, а интересам человека. В настоящее время социалистические страны вступают на путь информатизации общества и стремятся использовать ее достижения для ускорения социально-экономического прогресса. Осуществляется систематическая переподготовка трудящихся. При этом развитие новых технологий планируется таким образом, чтобы все трудоспособное население было занято в общественно полезном труде. Но ведь и при социализме информационная технология сокращает долю живого человеческого труда в производстве материальных благ. Не приведет ли это и здесь рано или поздно к появлению безработицы? Безусловно, нет. Освобождающаяся в промышленности рабочая сила будет использоваться для гуманитарных целей, таких, как воспитание подрастающего поколения, создание лучших условий жизни для нетрудоспособных и престарелых, укрепление физического и духовного здоровья всех членов общества, охрана и восстановление природы. Все большее число людей будет получать доступ к знаниям. Образовательный уровень общества, а вместе с тем и его информационный интеллектуальный потенциал будут расти. Информационная технология приведет к ускорению производства новых знаний и их реализации в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, управлении и т. д.

Возрастет и объем знаний о природе, о способах ее сбережения, о возможностях предельно экономного расходования и восстановления природных ресурсов. Таким образом, внедрение самой мощной из новых технологий позволит сделать и самый значительный шаг в установлении гармонических отношений между природой и человеком, обществом и средой его обитания. Использование современных компьютеров позволяет создавать точные и очень сложные математические модели (515) взаимодействия человека и природы. С их помощью можно точно рассчитывать процесс обмена между обществом и природой, полностью учитывать и строго дозировать объем необходимых природных ресурсов, а также создавать и, что особенно важно, автоматически контролировать безотходные замкнутые технологические циклы. Тем самым развитие информационной технологии и компьютеризации всех сфер общественной деятельности порождает новые возможности для восстановления нарушенного предыдущим развитием общества экологического равновесия.

2. Одной из важнейших глобальных проблем человечества является создание новых источников энергии. До сих пор главным достижением энергетической технологии остается использование атомной энергии. Однако оно таит в себе много опасностей и противоречий. С одной стороны, атомная энергия позволяет получать дешевое электричество и экономить природное топливо, а с другой - создает постоянную угрозу радиоактивного заражения окружающей среды. Но самая большая опасность таится в существовании ядерного оружия. Социалистические страны, борясь за мир и ядерное разоружение, внесли ряд предложений о сокращении количества ядерных боеголовок, ракет-носителей, о запрещении ядерных взрывов и т. д. Империалистические же круги под предлогом укрепления безопасности, которой в действительности никто не угрожает, стремятся сохранить свое ядерное могущество, что представляет собой угрозу не только существованию человечества, но и всего живого на земле.

Новейшие научные открытия позволяют надеяться, что к концу столетия человечество создаст управляемую термоядерную реакцию. Это предоставит в его распоряжение практически неисчерпаемые ресурсы энергии, с помощью которой можно будет преодолеть многие трудности, стоящие на его пути, сохранить многие полезные ископаемые и ограничить использование нефти, угля и природного газа лишь областью химического производства. Но для этого необходимо, чтобы все государства в мире, все экономические системы ставили во главу угла интересы человека, а не извлечение прибыли, не подчинение других народов. Такой подход возможен лишь с позиций социализма, с позиций социалистических духовных ценностей.

Вместе с тем производство атомной энергии связано с большими опасностями для человека и природы. Где бы ни произошла катастрофа на атомной электростанции, она может иметь самые тяжелые последствия для всего человечества, для экологической системы всей планеты. Поэтому перспектива дальнейшего развития энергетической технологии должна рассматриваться в тесном единстве с охраной естественной и искусственной окружающей среды. Противоречие между необходимостью охранять естественные источники энергии от исчерпания и негативными последствиями атомной энергетики может быть преодолено лишь на основе своеобразной «технологической диалектики», позволяющей избежать разрушительных для природы последствий технологического прогресса с помощью самого этого прогресса.

3. Современная химическая технология позволяет получать новые искусственные материалы, не существующие в природе, заменяющие натуральную кожу, древесину, каучук, шерсть, некоторые металлы и т. д.

Химизация создает высокоэффективные удобрения, медикаменты, средства борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Все это способствует лучшему использованию природных богатств, улучшению продуктивности сельского хозяйства, укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни людей. Вместе с тем химические отбросы загрязняют окружающую атмосферу, водоемы, почву, морское дно, В капиталистическом обществе, где каждый капиталист преследует свои личные цели, где существует частная собственность на землю и природные богатства, вредные последствия химизации почти невозможно предотвратить. Напротив, в социалистическом обществе химическая индустрия может быть использована для борьбы с вредными последствиями собственного производства. В СССР и других социалистических странах выделяются огромные средства для борьбы с загрязнением окружающей среды. В этом направлении достигнуты определенные результаты.

4. Научно-технический прогресс позволяет создать безотходную технологию. Используя достижения науки, современная промышленность и сельское хозяйство могут организовать технологический процесс так, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырье. Здесь одновременно используются и современная восстановительная химия, и электронно-вычислительная техника. При социализме химизация и безотходные технологии позволяют провести целый ряд природоохранительных мер и вместе с тем резко улучшить искусственную среду обитания человека. На первый взгляд кажется, что создание безотходных технологий является чисто технической и инженерной задачей. В действительности же оно наводит на серьезные философские размышления. Ведь биологические системы, сложившиеся в природе в виде биоценозов, устроены так, что входящие в них животные, растения, микроорганизмы взаимно дополняют и обусловливают жизнедеятельность друг друга, причем отбросы жизнедеятельности одних могут служить предпосылкой жизнедеятельности других. Углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, а выделяемый последними кислород необходим для дыхания животных. Для человека, взаимодействующего с природой, сейчас во весь рост встала задача организовать это взаимодействие по аналогичной схеме. Необходимо добиться того, чтобы огромное количество уже накопленных отходов жизнедеятельности и производства было использовано для создания полезной продукции и вместе с тем перестало поступать в природные экосистемы, предотвращая тем самым их разрушение. Эта задача становится теперь глобальной и поистине судьбоносной для всего человечества.

5. Развитие биологии, особенно биотехнологии, генетики и генной инженерии, делает возможным уже в настоящее время управление наследственностью живых организмов. В ближайшем будущем промышленное применение генной инженерии позволит резко увеличить продуктивность сельскохозяйственных растений и животных. Достижения в этой области создают условия для ликвидации многих болезней, их профилактики, общего улучшения здоровья и повышения продолжительности жизни. Однако здесь возникает ряд проблем, нуждающихся в серьезном социально-философском и этическом осмыслении. Речь идет прежде всего о том, что сами по себе достижения современной науки, генной инженерии, биотехнологии не ведут однозначно, автоматически к заранее заданным, исключительно положительным последствиям. Характер этих последствий зависит и от объективных условий, и от субъективных факторов, таких, как уровень технологического развития, культура производства, нравственные и социально-политические установки, а также от характера социальной системы в целом. Так, современная микробиология и вирусология могут с помощью биотехнологии привести к созданию новых лекарств, новых пищевых концентратов для животных и людей, но могут и породить страшное биологическое оружие, вызвать тяжелые болезни, эпидемии и т. д. Новые удобрения и средства борьбы с сорняками и вредителями могут привести к увеличению урожаев, но в ряде случаев способны вызывать пищевые отравления. Сейчас существует как реальная возможность излечивать тяжелые наследственные недуги, так и возможность в преступных целях влиять на наследственность людей. Поэтому нравственные установки ученых и инженеров, сознание ими моральной ответственности за результаты научно-технического прогресса приобретают сегодня большое общественное значение. Вместе с тем прогресс в области биотехнологии может иметь и серьезные экологические последствия. Он может стать важным природоохранительным и природовосстановительным фактором, способствующим поддержанию нарушавшегося столетиями экологического равновесия, сохранение которого является одним из важнейших условий существования человечества. Именно поэтому так велика ответственность науки и технологии за наше будущее.

Человек, появившийся на земле в результате развития и усложнения жизни, оказался теперь в состоянии создавать новые формы живого, влиять на его изменение в глобальном и даже космическом масштабах. Это существенно меняет наше понимание сущности и всемирно-исторического значения человечества и вносит новые серьезные изменения в мировоззрение и картину мира (003, 105).

6. Особенно важную роль в современном обществе играет научная агротехнология. Дело в том, что на протяжении нескольких тысячелетий люди накопили огромный опыт земледелия и скотоводства, обеспечивавший им получение необходимого продовольствия. Но сейчас, в условиях так называемого демографического взрыва (309), многим странам и народам, особенно недавно освободившимся от колониализма, продовольственных запасов, создаваемых традиционным путем, не хватает. Современная наука разработала много эффективных способов интенсификации сельского хозяйства. Вместе взятые, они образуют новейшую агротехнологиго. К ним относятся применение высокоэффективных удобрений, использование новейшей сельскохозяйственной техники и электроники, проведение сложных гидромелиоративных работ, наконец, селекция и выведение высокопродуктивных пород скота, домашней птицы и новых видов сельскохозяйственных растений. Однако последствия применения этой агротехнологии различны в различных социальных системах. Так, некоторые страны Европы и Америки производят достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им не только свое население, но и население других стран. При этом они нередко делают продовольствие своим политическим орудием, продавая и предоставляя его на льготных условиях странам, которые следуют их политическим курсом, и отказывая в этом другим.

Напротив, в социалистическом обществе, несмотря на ряд еще не преодоленных трудностей, порожденных застойными явлениями в экономике, делается все необходимое для того, чтобы обеспечить все слои населения высококачественными сельскохозяйственными продуктами. При этом ставится целью сочетать курс на постоянное повышение сельскохозяйственного производства с проведением всего комплекса природоохранительных мер, при­званных обеспечить сохранение плодородных почв, лесных массивов, лугов и пастбищ в интересах нынешнего и будущих поколений.

Мы рассмотрели лишь основные последствия научно-технического прогресса и некоторых современных технологий в различных социально-экономических системах. Вывод, вытекающий из этого, очевиден: характер последствий современного этапа научно-технического прогресса зависит не от самой техники и технологии, не от изолированных научных результатов, а от того, в каких условиях и ради достижения каких целей они применяются. Философский смысл нашего анализа заключается в том, что отношение человека к окружающему миру или общества к природе опосредствовано определенными социальными условиями. И если мы хотим сделать это отношение гармоничным и конструктивным, не ведущим к разрушению природы и вместе с тем обеспечивающим благоприятные условия развития человечества, то необходимо прежде всего создать соответствующие социальные условия.

Что же произошло здесь в XX веке и в каком положении

оказалась наука и техника сегодня, что сулят они и чем угро-

жают народам в грядущем? Это уже вопросы конкретные, практи-

ческие неизбежно приобретающие политическое звучание.

Еще сравнительно недавно - всего полвека назад наука

функционировала как бы с процессами, которые развивались в

сфере производства, не затрагивая общественные основы жизне-

деятельности людей. Несмотря на отдельные блестящие достиже-

ния естествознания, научные исследования в глазах многих ос-

тавались занятием важности которого можно было отдавать

должное, но которое нельзя было в широких масштабах включать

в сферу деловых интересов. Соответственно и деятельность

ученых продолжала восприниматься традиционно - лишь как не-

понятный широким кругам труд одиночек, занятых созерцанием

явлений природы. Положение изменилось после того, как в

Лос-Аламо было взорвано первое ядерное устройство. Стало

очевидным, что даже самые абстрактные разделы науки имеют

тесную связь с социально-экономической жизнью, с политикой.

Однако невиданное ранее непосредственное влияние науки

на дела людей обнаруживается, разумеется, не только в том,

что от военного применения ее открытым оказался вопрос жизни

только через атомные взрывы. Непосредственно характер этого

влияния дает о себе знать в сфере созидания, в повседневной

жизни населения. Какие это будет иметь последствия для само-

го человека и общества, в котором мы живем, и какие реаль-

ные, не требующие отлагательства социальные и человеческие

проблемы возникают в связи с этим сегодня. Если попытаться

коротко ответить на поставленные вопросы и определить тем

самым главную социальную проблему, то ответ может звучать

так: чем выше уровень технологии производства и всей челове-

ческой деятельности, тем выше должна быть степень развития

общества, самого человека в их взаимодействии с природой.

Подобный вывод был сделан давно: выявлена глубокая вза-

имосвязь развития науки и техники и социальных преобразова-

ний, а также развития человека, его культуры включая отноше-

ние к природе. Что же нового вносит новый тип развития науки

и техники? Он до предела обостряет возникшие здесь проблемы,

требуя именно высокого соприкосновения: новой технологии с

обществом, человеком, природой, причем это становится уже не

только жизненной необходимостью, но и непременным условием

как эффективного применения этой технологии, так и самого

существования общества, человека, природы. Эта проблема име-

ет широкое значение в современных условиях так как от того,

как она решается, зависит построение стратегии научно-техни-

ческого прогресса как силы, которая может либо угрожать, ли-

бо способствовать развитию человека и цивилизации. И здесь

на пути осознания гуманистической направленности науки ока-

зываются идолы технократизма.

Есть определенная логика в том, какие именно принципы

выдвигаются в данный момент на передний план, что им проти-

востоит реально, а что в качестве мнимой альтернативы. Логи-

ка эта определяется объективными и субъективными факторами

общественного развития в их связи с прогрессом и технологи-

Сложившуюся ситуацию коротко можно охарактеризовать

следующим образом. Предельная напряженность мысли человечес-

кой, сконцентрированная в современной науке, как бы пришла в

соприкосновение со своим "антимиром" - с извращающей силой

антигуманных общественных отношений, с отчужденной от под-

линной науки сферой ложного сознания,стремящегося быть мас-

совым и казалось бы, результат может быть только один - об-

щественный взрыв. Но он не происходит, или во всяком случае,

выражается хотя и в достаточно резких, но ограниченных фор-

мах. Дело обстоит так, во-первых потому, что специализация

науки зашла слишком далеко, чтобы любое соприкосновение со

сферой отчужденного массового сознания могло затронуть глу-

бинные, так сказать сущностные силы науки; во-вторых, пото-

му, что появились тенденции несущие "успокаивающий эффект" и

среди них не последнюю (если не первую) роль играют те мате-

риальные блага, которые оказались непосредственным образом

связаны с успехами науки и техники и ощутимо повлияли на

рост общественного массового потребления.

Эти последние тенденции не замедлили оформиться, если

не теоретически, то, во всяком случае идеологически - в со-

ответствующих технократических концепциях, которые абсолюти-

зируют значение науки и техники в жизни общества, утверждая

что они преобразуют его непосредственно и прямо минуя соци-

альные факторы.

В 1949 г. вышла в свет книга Ж.Фурастье "Великая надеж-

да XX века", ставшая знаменем буржуазно-реформистского тех-

нократизма. По мнению Фурастье, интенсивное техническое и

научное развитие открывают перед человечеством возможность

эволюции в сторону создания так называемого "научного об-

щества", избавленного от бремени политических, социальных,

религиозных и прочих антагонизмов. Наука и техника в этом

грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только

социального организма как целого, но в равной мере и отдель-

ных индивидов, входящих в состав этого целого. " Компьютер-

ная утопия", предложенная Фурастье, была оценена как "Вели-

чайшая надежда XX века". В более поздних своих работах фран-

том, чтобы сделать невозможным существование устаревшей сис-

темы ценностей и поставить фундамент для новой, а это, пола-

гае он будет связано с возникновением новой космической ре-

лигии, которая явится целительным началом, пронизывающим всю

ткань грядущего "научного общества". Эту реконструкцию со-

вершают, по Фурастье, приверженцы науки, точнее, теологи,

"проникнутые научно-экспериментальным духом и знакомые с ве-

личайшими достижениями науки".

Таков неожиданный на первый взгляд итог рассуждений

Ж. Фурастье, закономерный для технократического мышления.

Фурастье был один из первых, кто привлек внимание мировой

общественности к современным проблемам, называемыми глобаль-

ными, в том числе и к проблеме человека и его будущего в

связи с процессами развития науки и техники. Однако в случае

с Фурастье ярко видна закономерность перехода технократичес-

кого мышления от неумеренного оптимизма к пессимизму, от

переувеличенной надежды - к разочарованию, от абсолютизации

науки - к сомнению в ее возможностях и даже к религиозной

Взгляды Ж.Фурастье являются своеобразным истоком многих

других технократических воззрений. В этом легло можно убе-

диться, обратившись к образцам технократического мышления,

представленным, в частности, в труда американского социолога

Д.Белла, который говорит о грядущем "новом обществе", пост-

роенном структурно и функционально в прямой зависимости от

науки и техники. Д.Белл, полагает, что в этом, как он его

назвал, постиндустриальном обществе определяющими оказывают-

ся в конечном счете разные виды используемого в экономике

научного знания и поэтому главной проблемой становится орга-

низация науки. В соответствии с этим "постиндустриальное об-

щество" по Беллу, характеризуется новой социальной структу-

рой, базирующейся не на отношениях собственности, а на зна-

нии и квалификации. В книге "Культурные противоречия капита-

лизма" - провозглашенные ранее идеи Белл доводит до разрыва

между экономикой и культурой в соответствии с концепцией

"разобщенности сфер".

Имеется немало сторонников линии "технократического

мышления", которые считают, что воздействие науки и техники

на человека и общество, особенно в наиболее развитых странах

мира, становится сильным источником современных перемен.

Так, З.Бжезинский в своей книге "Между двумя веками" утверж-

дает, что постиндустриальное общество становится технотрон-

ным обществом в результате непосредственного влияния техники

и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы,

социальную структуру и духовные ценности. Хотя З.Бжезинский,

как и многие другие стороники технократических идей, посто-

янно говорил о социальных изменениях, имеющих глобальный ха-

ются им лишь для того, чтобы доказать способность общества

Технократические тенденции весь отчетливое развитие по-

лучили у Г.Кана и У.Брауна: "Следующие 200 лет. Сценарий для

Америки и всего мира". Затрагивая в ней вопрос о роли и зна-

чении науки и техники (являются они силами добра или зла),

ществует между человечеством и наукой и техникой. Обретя мо-

гущество с помощью науки и техники, человечество подвергает

себя опасности, которая в них заключена. Авторы, однако выс-

пупают против проведения политики направленной на прекраще-

ние или замедление научно-технического прогресса. Напротив,

они считают необходимым в отдельных случаях ускорять это

развитие, сохраняя осторожность и бдительность с целью пре-

дотвращения или уменьшения возможных неблагоприятных пос-

возникновения в сравнительно полном объеме "супериндустри-

альной экономики", многосторонняя тенденция развития запад-

ной культуры выразится в непрерывном экономическом росте,

технологических усовершенствованиях, рационализме и ликвида-

ции предрассудков, наконец, в открытом бесклассовом общест-

ве, где утвердится вера в то, только люди и человеческая

жизнь являются абсолютно священными.

В западной философии все в большей степени обнаружива-

ется стремление избежать популяризации технократизма. К.Яс-

перс отмечает, что в Европе почти исчез прометеевский инте-

рес перед техникой. Отвергая представление о "демонизме"

техники, К.Яперс считает, что она направлена на то, чтобы в

ходе преобразования трудовой деятельности человека преобра-

зовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся

дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредс-

твом которого он подчинит себе последствия научно-техничес-

кого развития. По Ясперу "техника- только средство, сама по

себе она не хороша. Все зависит от того что из нее сделает

человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь

вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит

он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может

быть ею достигнуто, она лишь игрушка в руках человека.

К.Ясперс сформулировал ясную программу, которая в осо-

бенности касается новой техники, способной коренным образом

изменить структуру человеческой деятельности. Использование

"высоких технологий" создает принципиально новую ситуацию в

сфере производства, быта, отдыха, во многом меняет мировозз-

рение и психологию людей.

Обращаясь к социальным проблемам, возникающим всвязи с

применением новой технологии, английские исследователи -

член Национального совета по экономическому развитию Я.Бен-

сон и социолог Дж.Мойд считают, что "быстрые технологические

измемения, развертывающиеся в условиях свободного рынка,

влекут за собой чрезмерные экономические, социальные, лич-

ностные издержки со стороны той части общества, которая ме-

нее всего в состоянии их выдержать".

Последствия научно-технического прогресса породили с

свое время на Западе различные технократические теории. Их

суть сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни

способна решить все социальные проблемы. Широкое распротра-

нение получила концепция "постиндустриального" общества

(Д.Белл и другие), согласно которой обществом станут управ-

лять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяю-

щим фактором развития общественной жизни станут научные

центры. Ошибочность ее основных положений заключается в аб-

солютизации, гипертрофировании роли науки и техники в ощест-

ве, в неправомерном переносе организаторских функций из од-

ной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит за-

мена целого оной из ее составных частей. Ни техника, ни нау-

ка сами по себе не в состоянии решать сложные политические

проблемы. Не надо забывать и о том, что техника составляет

лишь часть производительных сил, притом не самую главную.

Человек, как главная производительная сила общества совер-

шенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции. В

этом и есть ее главное заблуждение.

В последние годы получили распространение и прямо про-

тивоположные концепции технофобии, то есть страха перед

всепроникающей и всепоглощающей сило техники. Человек ощуща-

ет себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" научно-тех-

нического прогресса. С этой точки зрения научно-технический

прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под

контроля общества и стать грозной разрушительной силой циви-

лизации, способной нанести непоправимый вред природе, как

среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это

вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать

характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно

умаляется значение разумных начал, присущих самому челове-