История shareware, изначального варианта организации покупок внутри приложения

  • Перевод

До появления программного обеспечения (ПО) продажи работали так: вы заходили в магазин, покупали некий предмет, и он принадлежал вам до тех пор, пока не устаревал или не повреждался, и вы его не выкидывали. Но ПО, занимая гораздо меньше физического места, чем любые предметы продажи до этого, не было ограничено этими правилами. Данные хранились в битах и байтах, и их можно было распространять совершенно по-разному.

И данные с каждым днём уменьшались. Дискеты родили уменьшенные дискеты, которые родили жёсткие диски, которые родили CD-ROM… А если у вас был модем, вам даже диск был не нужен! Поэтому неудивительно, что на волне копирования дискет появилось shareware, условно-бесплатное ПО, поскольку возникла нужда в бизнес-модели, поощряющей копирование.

Поговорим о том, насколько shareware было важным для современных бизнес-моделей в компьютерном мире.


Это объяснение ценности shareware во вводном каталоге The Software Labs, распространителя shareware по почте. Довольно неплохой каталог 1992 года, которым благодаря интернет-архиву можно насладиться и сегодня (уменьшенная версия), предлагает огромное количество игр, образовательных и графических программ. С другой стороны в нём всего лишь семь приложений для бизнеса – что говорит о том, какие именно программы создавались авторами, делавшими shareware. В начале 90-х такие каталоги были распространённым явлением, когда людям без модемов приходилось покупать софт в реальном мире.

Пять shareware программ, поменявших мир вычислений

1. PKZIP . Утилита для сжатия, созданная разработчиком Филом Кацем в конце 80-х, сжимала файлы так эффективно, что стала стандартом de facto, используемым по сию пору. Кац после юридических проблем со схожим форматом.arc, сделал формат.zip открытым, и брал деньги лишь за реализацию этого формата. В результате он получил хит. Но его жизнь была очень непростой, умер он в 2000-м году.

2. McAfee Antivirus . До того, как упоминания о Джоне Макафи стали появляться в , он провёл инновацию на рынке антивирусов, став первым, кто предлагал такие программы в формате shareware. Результат был настолько эффективен, что его программа быстро догнала Symantec’s Norton Antivirus – особенно после создания успешной кампании в СМИ по поводу вируса Michelangelo.

3. Wolfenstein 3D . Конечно, за этой игрой последовали Doom и Quake (и Duke Nukem 3D), но стратегия продаж этой знаменитой игры – ставшей инновацией, превзошедшей все современные игрушки – доказала скептическим игрокам, что игры shareware не были программами второго класса. Doom, возможно, оказал больше влияния, но Wolf3D доказал жизнеспособность модели.

Как adware испортило доброе имя shareware

Shareware не было идеальной бизнес-моделью – очевидно, что большинство людей использовало программы бесплатно – но, несмотря на изначальные заявления Флюгельмана, оно было довольно альтруистичным. Оно позволяло выживать мелким разработчикам, и позволяло пользователям попробовать разные версии ПО, не тратя на это тысячи долларов в Best Buy .

Проблема в том, что альтруизм, встроенный в модель при её запуске, не дожил до второго поколения разработчиков.

В ранние годы существования Windows XP модель сломалась. Причиной тому стало несколько факторов, включая идентичность веб-сайтов, распространявших shareware, сайтам, распространявшим программы, содержащие adware – эта проблема .

Иногда adware превращалось в программы типа Gator, заявлявшей о наличии полезных свойств, и одновременно включавшей в себя рекламную сеть со всплывающими баннерами. Компания, сделавшая Gator, отрицала свою связь с adware и много раз меняла название, вплоть до своего неизбежного закрытия.

Но чаще всего вредоносное ПО с рекламой сопровождало программы в качестве нежелательного гостя, в любую секунду готового замусорить ваш компьютер. Будто бы отражая этот сдвиг в репутации shareware, Ассоциация профессионалов в области shareware в 2010 году поменяла своё название на Ассоциацию профессионалов в области ПО.

В блогпосте ассоциация пояснила, что «исчезла необходимость распространения софта путём распространения дискет или отправки чеков почтой. Многие потребители стали воспринимать "shareware" как "дилетантство"».

Конечно, у shareware есть ещё свои ниши – разработчики софта для Mac, например, Panic и Rogue Amoeba набрали неплохую аудиторию, распространяя ПО по схемам, по сути являющимся shareware. Но в целом скачивание софта стало слишком опасным для того, чтобы shareware процветало. Это несправедливо, но это факт. Спад shareware открыл дорогу другим типам распространения ПО, например, ПО с открытым кодом, freemium ПО, или ПО как сервис (SaaS).

Также открылись возможности для подходов, схожих с App Store, когда существует модерация, препятствующая проникновению на ваше цифровое устройство всякого мусора. Эта система неидеальна, и она не shareware. Но до реалий сегодняшнего дня мы бы точно не дошли, не организуй несколько творческих разработчиков кустарное производство в 80-х и 90-х.

В 1992 году, когда The Software Labs опубликовала свой прекрасный каталог, Ассоциация издателей ПО выпустила видео, противоположное по духу мира shareware, бесплатности для всех. Видео «Don’t Copy That Floppy» (не копируй эту дискету) использовало рэп, чтобы неуклюже продвинуть в массы подрастающего поколения идею о недопустимости распространения ПО.

Это видео быстро забылось, а в нашу эпоху люди смотрят на него весьма иронически.

Shareware, поддерживаемое такими хитами, как Wolfenstein 3D, Doom и Commander Keen, выглядело в миллион раз круче, и ему не пришлось даже скатываться до убогого рэпа, чтобы продавать себя.

Сегодня мы ещё больше приветствуем одиноких разработчиков ПО. Сайты вроде Product Hunt существуют исключительно для чествования разработчиков, рискнувших встретиться с неизведанным. Очень сложно пытаться зарабатывать таким рискованным способом, но это возможно.

Shareware открыло путь для существования сегодняшних независимых разработчиков. Сегодняшняя культура ПО существует, поскольку тогда мы решили скопировать эту дискету. И прекрасно, потому что без независимых разработчиков наше ПО было бы отвратительным.

Теги:

  • shareware
  • adware
  • условно-бесплатное по
  • программное обеспечение
Добавить метки