Узнать емкость батареек с помощью тестера. Характеристики элементов питания. Проверка электрических батареек мультиметром под нагрузкой

При проблемах с заводом автомобиля, следует убедиться в том, что это связано не с аккумулятором. Наиболее простым и эффективным способом проверки состояния АКБ можно назвать использование мультиметра.

Можно выделить следующую последовательность действий при проверке аккумулятора мультиметром:

  1. Проводим установку прибора в необходимый режим. Мультиметр позволяет проверять несколько показателей, в зависимости от того, какой способ используется для вычисления необходимых данных.
  2. Устанавливаем диапазоны выше, чем указаны в спецификации АКБ. В противном случае, измерить необходимые показатели нельзя.
  3. Щуп, который имеет черный цвет , устанавливаем в гнездо минуса. Все подобные приборы имеют 2 щупа – красного и черного цвета.
  4. Красный щуп подключаем к гнезду красного цвета.
  5. В течение нескольких секунд происходит фиксация основных показателей.
  6. После того , как были получены необходимые данные, разъединяем цепь.

Подобным образом можно провести проверку работу АКБ. Однако, важно не только получить данные, но и знать, что они могут обозначать. Примером можно назвать определение заряда. Мультиметр не может измерить подобный показатель, его нужно получить исходя из полученного напряжения при проверке цепи.

Проверка заряда и емкости


Заряд аккумулятора можно проверить, только переведя полученные данные от мультиметра. Проверять рекомендуется при условии, что с момента его отключения от автомобиля или подзарядки прошло около 5 часов. Это позволит получить более точные данные. Стоит отметить, что температура окружающей среды не может оказать влияние на точность показаний.

При рассмотрении показателей отметим следующую закономерность:

  1. Напряжение 12.8 В говорит о полном заряде аккумулятора. Данное значение может быть даже несколько выше. Однако, значительное превышение говорит о серьезных неисправностях.
  2. Показатель 12.6 В соответствует 75% заряда.
  3. Напряжение 12.2 В – АКБ имеет только половину заряда.
  4. 12 В на мультиметре говорит о заряде 25 %.

Если напряжение в созданной цепи менее 12 В то заряд опустился ниже 25%.

Еще одним важным показателем можно назвать емкость аккумулятора.

Провести проверку емкости можно следующим образом:

  1. Следует провести полную зарядку АКБ.
  2. Для того, чтобы получить необходимые данные на аккумулятор , следует подать нагрузку, для чего можно соединить несколько автомобильных фар в одну цепь.
  3. Тусклое свечение при показателе меньше чем 12.4 В говорит о том, что в зимнее время возможны проблемы с заводом автомобиля.
  4. Если показатель опустился менее 12 В , значит следует провести замену АКБ.

Регулярная проверка состояния источника питания автомобиля позволяет исключить вероятность того, что на момент движения возникнут проблемы. Своевременная подзарядка на момент простоя автомобиля позволяет продлевать срок службы АКБ.

Показатели мультиметра


Мультиметр
– востребованный инструмент не только у автомобилиста. Он используется в любых сферах, где приходится проводить измерения тока: напряжения, сопротивления и его силы.

Его многофункциональность характеризуется тем, что в состав прибора входят следующее:

  1. Вольтметр.
  2. Амперметр.
  3. Омметр.

Устройство компактное, его легко можно переносить и хранить в автомобиле. Благодаря постоянному использованию для проверки состояния АКБ, его можно поддерживать в рабочем состоянии на протяжении длительного времени.

Существует несколько вариантов исполнения подобного прибора.

  1. Проводится измерение постоянного напряжения показателей в пределах от 0 до 200 мВ, а также 2 В, 20 В, 200 В, 1000 В.
  2. Постоянный ток может измеряться в пределах 2 мА, 20 мА, 200 мА.
  3. Переменное напряжение имеет разбег от 0 до 200 В, 750 В.
  4. Сопротивление можно измерять в пределах от 0 до 200 Ом.

Существуют более сложные варианты исполнения мультиметра.

Измерение напряжение аккумулятора

Важным показателем АКБ является его напряжение. Именно поэтому многие проводят замер именно этого показателя.

При работающем двигателе, есть возможность провести замер напряжения. Нормальным напряжением считается показатель от 13.5 до 14 В. А вот напряжение выше этого показателя на момент работы двигателя говорит о том, что АКБ имеет низкую зарядку и регулятор напряжения подает с генератора большее количество энергии для его зарядки. Стоит учесть, что зимой это частое явление, так как аккумулятор за ночь может серьезно разрядиться.

Повышение напряжения на аккумуляторе – явление, которого не стоит бояться. Если с техническим состоянием электрооборудования автомобиля все в порядке, через 10 минут показатель напряжения стабилизируется и будет в пределах 14 В.

Однако, если через 10 минут этого не произошло, тогда стоит задуматься о состоянии регулятора напряжения. Постоянная работа при подобных показателях может привести к выкипанию аккумулятора. Еще одно явление, которое определяет проблему с неправильным показателем напряжения – прохождение процесса окисления на контактах.

Для предотвращения подобного явления, нужно зачистить контакты. При падении напряжения ниже 13 В, следует провести замену АКБ, так как подобные данные говорят о его неисправности.

При проведении измерений на момент заглушенного двигателя, можно выделить следующие нюансы:

  1. Напряжение менее 12 В может привести к тому, что автомобиль не заведется, особенно на момент холодов. При падении температуры окружающей среды, масло в двигателе загустевает, также меняются свойства топлива. Поэтому АКБ не может провернуть коленчатый вал, так как требуется больше усилий при подобных условиях.
  2. Нормальным напряжением , которого будет достаточно для завода двигателя, можно считать 13 В.
  3. Измерение следует проводить не сразу после окончания движения, а перед его началом.
  4. Высокий уровень заряда говорит о способности аккумулятора держать напряжение на протяжении длительного времени. Чем меньше уровень заряда, тем быстрее проходит его потеря. Поэтому новые аккумуляторы или те, которые находятся в хорошем техническом состоянии, способны на протяжении длительного промежутка времени сохранять свою работоспособность даже без подзарядки.

Замер утечки тока


Минимальный ток утечки можно найти практически в любом автомобиле, даже в новых моделях . Это связано с тем, что некоторые системы автомобиля проводят минимальное потребление электричества даже на момент выключенного двигателя или когда ключа нет в зажигании.

В разных источниках показатель подобного тока колеблется в пределах от 10 до 80 мА. Большое значение утечки говорит о том, что электрооборудование автомобиля находится в неисправном состоянии. Значение утечки 60 мА определяет то, что аккумулятор в подобном состоянии может прослужить многие годы при правильной эксплуатации.

Куда более негативное влияние оказывает ситуация, когда аккумулятор не заряжают на протяжении нескольких дней. Провести измерение утечки можно также при помощи мультиметра.

Процедура измерения заключается в следующем:

  1. Устанавливаем режим измерения на 10 А или 20 А. Лучше всего установить больший показатель, если это позволяет используемый прибор.
  2. Проверять рекомендуется при разрыве массы с точки зрения безопасности.
  3. Снимаем минусовую .
  4. Один из щупов подключаем к минусу АКБ.
  5. Другой подсоединяем к снятому проводу.
  6. Получаем определенный результат.

Для точного показателя следует правильно подготовить автомобиль:

  1. Отключаем освещение в салоне, выключаем магнитолу и другие потребители.
  2. Вынимаем ключи из зажигания.

Если полученный результат находится в пределах 60 мА, то с электрооборудованием автомобиля все в порядке. При получении большего значения, нужно провести поиск цепи, которая потребляет большее количество тока. Для этого можно проводить поочередное снятие предохранителей и измерение значения в каждом из положений.

Другие способы проверки аккумулятора мультиметром


Классическим способом проверки емкости аккумулятора можно назвать применение контрольного заряда:

  1. Для начала проводят полную зарядку аккумулятора.
  2. Затем придают нагрузку так, чтобы ток разрядки был расчетным согласно данным с паспорта.
  3. После этого в цепь включают измерительный прибор.
  4. Измеряют время , которое понадобится для снижения показателя силы тока менее чем 50% от нужного показателя. Подобное время указано в паспорте АКБ.

Современные аккумуляторы в хорошем состоянии теряют силу тока при прохождении примерно указанного расчетного времени. Если этот процесс происходит быстрее, значит аккумулятор теряет свою емкость.

Источники питания имеют множество характеристик, которые определяют эффективность выполнения ими своих функций. Например, если стандартная батарейка, вставляющаяся в материнскую плату компьютера или ноутбука, перестаёт выдавать положенные ей 3 вольта, базовая система ввода-вывода устройства (или BIOS) лишается возможности хранить данные о конфигурации. При этом через несколько минут после прекращения подачи питания сбиваются внутренние часы компьютера, параметры накопителей и порядок загрузки.

Это чревато выходом техники из строя или, даже при наличии специальных знаний, необходимостью при каждом включении заново вносить изменения в конфигурацию.

Другой пример — «пальчиковые» батарейки или аккумуляторы. Если такой элемент питания перестанет выдавать требуемую величину силы тока, устройство, которое от него работает, может перестать корректно выполнять свои функции . Пульт от телевизора откажется переключать каналы или включать — выключать его, переносной радиоприёмник перестанет ловить любимые станции, а фотоаппарат совсем перестанет работать.

Чтобы все эти элементы проверить на работоспособность, используются тестеры батареек. Это недорогие и простые в использовании приборы, способные выводить показания основных характеристик батарейки или аккумулятора на аналоговый или цифровой экран. Идеальны для применения в домашних условиях, когда можно обойтись без использования специализированной аппаратуры. В основном измеряются показания выдаваемого напряжения и в некоторых случаях — силы тока от батарейки.

С помощью такого устройства можно проверить:

  • Батарейки с диапазоном рабочих напряжений 1,5−9 В. Сюда входят как привычные форм-факторы типа АА, ААА и никель-маталлгидридные (MN).
  • Аккумуляторы типа «Крона» и другие с рабочим напряжением в 9 вольт.
  • Литий-ионные и литий — полимерные аккумуляторные батареи, работающие на 3,7 В: 18 650, 17 335, 26 650 и другие.

Длина питающего элемента не должна превышать 7 см.

Такой прибор можно собрать и своими руками, на основе популярных плат Arduino. Схемы и требуемые скетчи для прошивки можно легко найти в интернете.

Если вас интересует, как проверить батарейку тестером, не беспокойтесь. Принцип действия очень прост — с помощью специального фиксатора, способного регулировать расстояние между контактами прибора для замера различных форм-факторов, подсоединяем батарейку или аккумулятор к соответствующим клеммам. Важно не перепутать полярность, в этом помогают нанесённые обозначения . После этого смотрим на экран и сверяем полученное значение с номиналом, указанным на батарейке.

Если она должна выдавать полтора вольта, а показывает около одного или даже меньше, следует обязательно её заменить. Такие батарейки считаются разрядившимися. Если показатель отличается в меньшую сторону менее, чем на 10−15 процентов, элемент сможет выдавать требуемые значения ещё какое-то время, но лучше не рисковать и тоже заменить его. При равных или немного более высоких показателях батарейка считается исправной и пригодной. Похожим образом можно выполнить и такую задачу, как проверить ёмкость аккумулятора тестером.

Проверка элементов питания мультиметром

Кроме тестеров, можно воспользоваться более универсальным средством. Мультиметр позволяет не только измерять значения силы тока или напряжения, но и регистрировать пробои, обрывы проводов, если таковые выводятся из аккумулятора, определять целостность обмоток различных трансформаторов и многое другое.

Для получения значений используется пара щупов, как правило, красного и чёрного цвета, соответствующих полярностям «плюс» и «минус». Это существенно облегчает процесс, позволяя избегать ошибок полярности. Все мультиметры оснащены цифровым экраном и переключателем режимов. Измерить с его помощью получится:

  • Величину постоянного и переменного токов.
  • Напряжение различных электротехнических деталей и соединений.
  • Сопротивление этих деталей.
  • Частоту гармоничного сигнала.
  • Индуктивность катушек.
  • Электроёмкость (величину заряда).

Дополнительные функции прибора включают в себя:

  • Прозвонку электрических цепей с низким (менее 50 Ом) сопротивлением. При этом с последующей звуковой индикацией. Функция полезна для определения коротких замыканий на печатных платах различных устройств.
  • Генерацию простейших импульсных или гармоничных тестовых сигналов.
  • Измерение температуры при помощи термопары, подключающейся к разъёмам для щупов.
  • Тестирование диодов и транзисторов.

Для проверки элементов питания достаточно режимов измерения величины тока и напряжения.

Измерение вольтажа батареек и аккумуляторов

Для определения величины выходного напряжения любых бытовых батареек и аккумуляторов используется один режим работы мультиметра — постоянное напряжение до 20 вольт. Это связано с тем, что на бытовом уровне не используются устройства автономного питания, выдающие большее напряжение. После выбора режима щупами мультиметра необходимо дотронуться к соответствующим контактам батарейки. На экране появляется значение , которое необходимо сравнить с номинальным.

Пальчиковые батарейки могут работать нормально в диапазоне от 1,2 до 1,35 вольт. Если значение ниже, её следует утилизировать. Аккумуляторные батареи типа «Крона» должны выдавать не менее 9 вольт, чтобы считаться пригодными. Показатели других элементов следует сверять со значениями на их корпусе.

Например, если проверяете батарейки CR2032, CR2025 и другие, применяемые для питания BIOS, они должны выдавать как минимум 3 вольта. Выполняя такое измерение, следует знать небольшую хитрость. Если батарейка выдаёт положенные 3 вольта на экране, но проблемы в работе всё равно наблюдаются, следует перепроверять значение , выставляя режим измерения в 200 вольт. Так можно определить пришедшие в негодность батарейки, которые на первый взгляд кажутся нормальными.

Определение ёмкости источников питания

Если вас интересует, как замерить ёмкость батарейки мультиметром, прежде всего стоит разобраться в самом понятии. Ёмкость — это произведение величины постоянного тока разряда элемента питания на время разряда в часах. Измеряется в миллиампер-часах и отображает время работы аккумулятора при максимальной нагрузке подключённого к нему прибора.

Таким образом, можно сделать вывод, что напрямую с помощью мультиметра проверить её нельзя. Измерение ёмкости возможно только при произведении замеров мультиметром и секундомером скорости разряда до 1 вольта и ниже, подавая на батарейку нагрузку в 0,1—0,15 ампер. Значение нагрузки умножается на время и получается необходимая величина. В качестве устройства разрядки можно использовать любой нагрузочный резистор.

Этим методом можно как проверить аккумулятор телефона мультиметром на предмет расхождения заявленной ёмкости с истинной, так и определить примерное время цикла зарядки-разрядки. Первое очень пригодится, если вы приобрели аппарат из Китая — батареи их смартфонов зачастую маркируются заведомо ложными, завышенными сведениями о ёмкости.

Правила утилизации отработанных элементов

Если показания приборов показывают, что батарейка или аккумулятор отработали своё, от них необходимо правильно избавиться. Дело в том, что вещества, содержащиеся в них, являются очень агрессивными и причиняют серьёзный вред окружающей среде. Электролит, в состав которого входят различные кислоты и щёлочи, нельзя хранить ни в каком виде дома.

  • Запрещено хранить такие элементы вблизи других электроприборов или внутри их. Кислота или щёлочь, которые через некоторое время проделают отверстие в корпусе, нанесут повреждения окружающим предметам.
  • Разрушение батареек и аккумуляторов механическим способом не допускается. Кроме возможности попадания электролита на кожу и возникновения ожогов, следует опасаться возникновения химического пожара вследствие повреждения корпусов некоторых литий-ионных аккумуляторов. Так как литий является очень активным щелочным металлом, при попадании на открытый воздух он может воспламеняться и достаточно долго гореть. Тушить такие пожары в случае возникновения следует исключительно порошковыми или углекислотными огнетушителями.
  • Выбрасывать в мусорные баки их также запрещается. В любом городе существуют пункты приёма отработанных батареек, лучше воспользоваться их услугами, ведь выбрасывая элементы питания просто так, вы подвергаете окружающую среду опасности загрязнения вредными веществами.
  • Избегайте использования способов по «поджиганию» аккумуляторов — подачи на полностью истощённые элементы тока большой силы с целью возобновить возможность их зарядить. Такие манипуляции сокращают срок их службы ещё сильнее и не отличаются безопасностью.

И главное — если вы пользуетесь приборами с автономным питанием, не допускайте их перегрева. Это значительно сокращает срок их эксплуатации, приводит к порче питающих элементов и снижению возможного количества циклов заряда-разряда. Это происходит из-за того, что при повышении температуры внутри устройства значительно ускоряются процессы окисления и деградации металлических компонентов аккумуляторов и батареек.

Когда возникают проблемы с включением какого-нибудь мобильного устройства, будь то смартфон или пульт дистанционного управления, в первую очередь меняют его элемент питания - батарейку или аккумулятор. Но убедиться в работоспособности источника энергии можно, и не заменяя его. Для этого нужно просто знать, как проверить батарейку на соответствие своим характеристикам с помощью мультиметра, а после уже принять решение о её замене.

Батарейка и её параметры

Батарейка - это элемент питания с накопленной внутренней электроэнергией. Конструктивно она представляет собой ёмкость, в которой находится вещество (электролит), обеспечивающее движение носителей заряда от одного полюса изделия к другому, тем самым создавая электрический ток. Возможно это благодаря химическим процессам, проходящим с выделением энергии. Постепенно эти процессы замедляются, и батарейка теряет способность создавать ток, то есть «садится».

Элементы питания разделяются на следующие два основных типа:

Любая батарейка состоит из трёх элементов: двух электродов (анод и катод) и агрессивной среды - электролит. Последний является жидкостью, поэтому, чтобы он не вытекал из оболочки, добавляется полимерный загуститель. Анод выполняется в порошковом виде. При его реакции с электролитом он постепенно растворяется, в результате образуются свободные заряды, которые тут же поглощаются, и наступает равновесное состояние.

Если подключить источник питания к электрической цепи, в нём начинаются окислительно-восстановительные реакции. На аноде возникает избыток электронов, которые притягиваются катодом. Перераспределение зарядов приводит к появлению на электродах разности потенциалов.

Со временем изначальный состав анода и катода изменяется, а количество электролита уменьшается. При прохождении реакции возникают вещества, препятствующие движению зарядов. Всё это приводит к тому, что сила тока, отдаваемая батарейкой, уменьшается, а вместе с ней снижается и разность потенциалов.

Аккумуляторы по своей сути работают аналогично батарейкам. В них также при истощении анода электроны больше не образуются, а аккумулятор теряет силу тока и напряжение. Но из-за типа используемого материала анод имеет способность к восстановлению. Для этого через него пропускается электрический ток, приводящий к его обогащению и восполнению заряда.

Характеристики элементов питания

Все параметры батареек разделяются на два основных вида: электрические и физические. К первым относят типоразмер изделия и его геометрическую форму. Но как бы ни выглядела батарейка, конструктивно она всегда имеет два вывода: положительный и отрицательный. Обозначаются они на корпусе соответственно знаками « +" и «-".

К основным характеристикам батареек относится:

Методы измерения

При исследовании батареек чаще всего измеряются два параметра - ёмкость и напряжение. Для замеров характеристик могут использоваться как лабораторные стенды со специализированными электронными приборами, так и тестеры бытового уровня.

К специализированным приборам относятся тестеры, измеряющие только определённый параметр. Например, вольтметр или измеритель ёмкости. Такие устройства в основе своей работы используют микроконтроллеры и специальные анализаторы, а их работа полностью автоматизирована. При этом они могут быть как полностью законченными устройствами, так и приборами, предназначенными для подключения к персональному компьютеру.

И также существуют универсальные измерители, которые при подключении к ним элемента питания выводят результаты измерений сразу нескольких параметров. Но обычно они уступают по точности специализированной технике.

Кроме этого, для получения общих сведений о работоспособности источника питания можно использовать светодиоды или пьезодинамики. С помощью отрезков проводов на них подаётся напряжение с батарейки, и визуально или по звуку оценивается годность элемента. Но получить достоверные показатели без проверки тестером не удастся. При этом неважно, будет он цифрового или аналогового типа.

Использование мультиметра

Мультиметром называется прибор, предназначенный для измерения различных электрических параметров. По своему принципу работы тестеры могут быть цифровыми или аналоговыми. Независимо от этого, их важными характеристиками является точность и диапазон измерения. Чем эти характеристики выше, тем меньше будет погрешность полученного результата.

Перед тем как проверить тестером батарейку, необходимо его правильно настроить и убедиться в работоспособности его источника питания. При недостаточном напряжении, поступающем на схему измерителя, полученные показатели будут искажены.

Для того чтобы пользователь точно знал, когда следует заменить питающий элемент, в цифровом приборе предусмотрена индикация. Для этого встроенный анализатор следит за уровнем напряжения питающей его батарейки и в случае возникновения с ней проблем сигнализирует мигающим значком на экране прибора. А для аналогового тестера поводом для замены питающих элементов будет невозможность выставить стрелку прибора в нулевое положение.

Для получения правильного результата стоит не только использовать подготовленный прибор, но и проводить измерения при температуре, находящейся около 20 градусов по Цельсию. Это связано с тем, что параметры аккумулятора при изменении температуры изменяются, особенно это касается его нагрева.

Замер величины напряжения

Проверить уровень напряжения тестером совсем несложно. Для этого понадобится соединить красный штекер провода с гнездом прибора, обозначенного VΩ или просто V, а чёрный - с гнездом СОМ. А затем установить галетный переключатель в зону DCV на значение, превышающее номинальный уровень напряжения батарейки.

Следующим этапом будет соединение концов проводов с измеряемой батарейкой. Для этого красный щуп мультиметра присоединяется к её плюсовому выводу, а чёрный - к минусовому. После этого прибор включается, а на дисплее появляется число, обозначающее напряжение в вольтах.

Таким образом, можно проверить мультиметром как аккумулятор телефона , автомобиля или любого другого устройства, так и простую батарейку. Но при этом следует знать, если даже уровень напряжения будет в норме, то это совсем не значит, что источник питания окажется полностью работоспособным.

Проверка ёмкости

Напрямую проверить ёмкость батарейки мультиметром, несмотря на универсальность прибора, не получится, так как у него просто нет такой функции. Но измерить время разряда, а после высчитать ёмкость вполне возможно. Чтобы это сделать, понадобится выполнить ряд действий:

Когда стоит задача узнать именно ёмкость аккумулятора, измерения продолжают. Для этого используется правило, что ёмкость находится путём умножения, проходящего через сопротивление тока, на затраченное для этого время. Поэтому, кроме мультиметра, понадобится переменное сопротивление порядка 100 Ом, включённое в разрыв красного щупа.

Этот метод подходит для измерения предварительно полностью заряженного аккумулятора, но никак не простой батарейки. Ведь если проверять её ёмкость, то в конце измерения она просто потеряет свой ресурс.

Итак, когда схема собрана, понадобится коснуться щупами анода и катода аккумулятора и с помощью резистора установить ток разряда порядка 500 mA. После надо включить секундомер и контролировать напряжение на батарейки с помощью другого тестера. Как только оно опустится ниже 30% от номинального напряжения, секундомер останавливают. Затем, умножив полученное время в часах на ток, получают искомое значение ёмкости.

Нахождение сопротивления

Ещё одно измерение, позволяющее установить, в каком состоянии находится батарейка, заключается в нахождении её внутреннего сопротивления. Но кроме непосредственно самого измерителя, понадобится мощная лампочка на 12 вольт вроде той, что устанавливается в машинах.

Метод измерения заключается в выполнении следующей последовательности действий:

На основании полученных данных, используя закон Ома для участка цепи, вычисляется внутреннее сопротивление аккумулятора, и делается вывод. Например, при подключённой лампочке было получено напряжение U1, равное 4 вольта, а без неё U2 - 4,1 вольта. А измеренная сила тока составила I = 1,45 А. Подставив эти значения в формулу, надо найти внутреннее сопротивление. Для рассматриваемого примера оно будет равно:

R = (U2-U1)/I = (4,1−4)/1,45 = 0,07 Ом.

Таким образом, проведя комплекс измерений, можно будет с уверенностью утверждать о состоянии аккумулятора или батарейки. При этом большое внутреннее сопротивление батарейки будет означать значительное ухудшение её состояния и быструю деградацию.

Сегодня батареи различных типов применяются в самой разнообразной технике. Это обеспечивает автономность и комфорт при работе с оборудованием. От правильной работы аккумулятора зависит функционирование техники, поэтому пользователи стремятся контролировать основные показатели батарей.

У владельцев транспортных средств, устройств, механизмов, инструментов, которые работают от электричества, может возникнуть вопрос, . Этот несложный процесс выполняется по определенной инструкции. Как произвести замер самостоятельно, каждому пользователю будет интересно изучить подробно.

Что собой представляет мультиметр

Выполняется при помощи специального прибора. Он сочетает в себе функции и омметра. Поэтому мультиметр считается универсальным прибором.

При помощи представленного оборудования можно проверить провод на обрыв, напряжение в розетке, работоспособность бытовых электрических приборов, а также оценить уровень зарядки аккумуляторов различного типа (автомобильных, для ноутбука, телефона, бытовых приборов и т. д.).

Прибор позволяет замерять постоянный и переменный ток, его непрерывность в сети. Также он предоставляет информацию о сопротивлении элемента цепи. Это полезный прибор, который пригодится в быту каждому домашнему мастеру.

Типы мультиметров

Задаваясь вопросом, можно ли мультиметром измерить емкость аккумулятора автомобиля, смартфона, ноутбука или любой другой бытовой техники, необходимо рассмотреть типы представленных приборов.

Существуют аналоговые и цифровые мультиметры. В первом случае результат измерений показывает стрелка на особой шкале. Это один из самых дешевых типов устройств. Однако тем, кто никогда не пользовался подобными приборами, лучше отдать предпочтение цифровым разновидностям. Также аналоговые мультиметры имеют небольшую погрешность в измерениях.

Цифровые мультиметры выводят результат замера на дисплей. Это их отличает от предыдущей группы устройств. Информация на экране характеризуется высокой точностью и понятна для любого пользователя.

Устройство прибора

Вникая в вопрос, как определить емкость аккумулятора мультиметром , требуется также понять, как работает устройство. Конструкция прибора имеет циферблат. На него выводится информация теста. Если применяется аналоговая разновидность устройства, перед применением необходимо изучить значение делений.

Также прибор имеет кнопку или переключатель функций. Этот элемент конструкции позволяет переключать режимы и масштаб счетчика. При хранении прибора ручку устанавливают в выключенное положение. Для начала работы с мультиметром рычаг включают в нужный режим.

В корпусе обязательно имеются отверстия для щупов. Зонд с красным проводом имеет положительную полярность, а с черным - отрицательную. Это основные моменты, которые должен знать начинающий пользователь.

Существующие типы батарей

При использовании бытовых приборов пользователя может интересовать, как измерить емкость аккумулятора 18650 мультиметром. Этот в народе принято называть пальчиковыми.

Его чаще всего применяют в различных пультах, фонариках, бытовых приборах. Чтобы исследовать работоспособность каждого элемента питания, производится замер заряда таких батарей.

Также пользователь может интересоваться, как проверить функциональные качества таких разновидностей, как батарея для ноутбука, смартфона или любого другого гаджета. Если после полной зарядки прибора мультиметр показывает емкость, отличную от заявленной производителем, аккумулятор в скором времени придется поменять.

В различных электроинструментах может применяться батарея, которая требует правильного подхода к зарядке. Если это требование производителя не выполняется, емкость аккумулятора постепенно снижается. Определить подобные неполадки можно при помощи мультиметра.

Одним из основных направлений применения измерительного прибора является оценка емкости автомобильного аккумулятора (АКБ). В этом случае применяется особая технология замеров.

Измерение заряда аккумулятора

Рассматривая, как измерить емкость аккумулятора телефона мультиметром , а также других видов бытовых батарей, следует изучить технологию этого процесса. В первую очередь необходимо включить Его рычаг переключения режимов устанавливается в положение «Постоянный ток».

Максимальный диапазон при измерении подобных типов батарей должен составлять от 10 до 20 МА. Далее щупы подносят к контактам батареи. При этом «минус» надо подсоединить к «плюсу» и наоборот. Если действие выполнено правильно, на экране появится показание теста. Например, для пальчиковой батареи значение может колебаться от 0 до 1,5 В.

После замеров электрическую цепь быстро разъединяют. Для всех батарей, которые тестируют представленным способом, следует сопоставлять полученный результат с показателями на коробке. Если имеются отклонения, нужно сделать выводы о дальнейшем применении аккумулятора.

Автомобильный аккумулятор

Владельцы автомобилей также могут интересоваться, как измерить емкость аккумулятора мультиметром. Инструкция проведения этого процесса содержит ряд особенностей. АКБ могут иметь датчик, позволяющий определить их емкость и изменение заряда. Однако далеко не в каждом автомобильном аккумуляторе есть такая функция. В этом случае поможет оценить показатели мультиметр.

При проведении теста производится замер напряжения на клеммах. Полностью заряженная АКБ будет иметь результат 12,6 В. Если же показания снизятся до 12,2 В, это говорит о батареи. При этом владелец авто должен подзарядить аккумулятор.

Если без нагрузки на АКБ мультиметр показывает цифру меньше 12 В, это означает, что прибор полностью разряжен. Критичными считаются показания прибора менее 11 В. В этом случае батарея больше не может эксплуатироваться. Также аккумулятор нельзя будет заряжать, поэтому придется приобретать новое оборудование.

Как проверить АКБ?

Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром , необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.

Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.

Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу - черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.

Замер емкости мультиметром

Изучая, как измерить емкость аккумулятора мультиметром , следует рассмотреть основные особенности этого процесса. Существует несколько способов его выполнения. Реже применяется подход замера емкости при помощи контрольного разряда. Замер емкости происходит при нагрузке, которая способна забрать половину тока аккумулятора.

При проведении этого процесса владелец транспортного средства должен учитывать плотность электролита. Если АКБ заряжена полностью, этот показатель составит 1,24 г/см³. Если аккумулятор разряжен на одну четвертую часть, показатель составит 1,2 г/см³. Соответственно, наполовину разряженный источник питания покажет 1,16 г/см³.

Проверка производится, если автомобиль плохо заводится. Емкость и заряд аккумулятора должны быть в установленных производителем рамках, иначе работа оборудования будет неполноценной.

Замер емкости

Зная, как измерить емкость аккумулятора мультиметром , можно произвести процедуру самостоятельно. Для этого требуется подготовить мультиметр. При измерении на аккумулятор должна действовать нагрузка, забирающая половину тока аккумулятора. Например, если емкость АКБ составляет 7 А-ч, то нагрузка должна быть 3,5 В. Потребуется лампочка автомобильной фары (35-40 В).

Если лампочка светит ярко, можно производить замер. Напряжение на клеммах 12,4 В говорит об исправности аккумулятора, его полной емкости. Если существуют определенные проблемы с запуском, проблема заключается не в АКБ. Если же емкость составляет меньше 12,4 В, следует задуматься о приобретении в скором времени новой батареи.

Если параметры оборудования при замерах не соответствуют тем, которые указал производитель в инструкции, автомобиль, телефон, электроинструменты не смогут работать правильно. Это вызовет их скорую поломку и приведет к необходимости приобретать новое дорогостоящее оборудование.

Рассмотрев, как измерить емкость аккумулятора мультиметром, можно оценить функциональность батареи любой разновидности. Это позволит избежать неправильной работы любой электрической техники, запитанной от автономного источника электричества.

Область применения пальчиковых элементов настолько безгранична – что перечислить электроприборы, в которых они применяются, просто невозможно. Разброс цен также может ввести в заблуждение покупателя – вроде как одинаковые экземпляры разнятся в стоимости, порой в 10 раз. В результате вы покупаете батарейки, которые имеют срок службы, отличающийся в несколько раз.

Рано или поздно, дома скапливается некоторое количество элементов питания, которые жалко выбросить (а вдруг они еще живые?). В тоже время, большинство электроприборов на них уже не работают.
Особенно актуален вопрос утилизации, когда в одном устройстве работают несколько штук (2, 4 или даже 8).

Элементы соединены последовательно, поэтому разряд одного влечет за собой отказ питания всей «системы».

Как проверить заряд батарейки для отбраковки действительно неисправных элементов?

Казалось бы, инструкция проста:

  1. Установить режим тестера в положение «измерение постоянного напряжения»;
  2. Выбрать предел измерения 20 вольт;
  3. Соединить контакты измерительных проводов с проверяемым элементом;
  4. Снять показания.

Нормальным считается напряжение не менее 1,35 вольта. Такие будут работать в любом устройстве. Для нетребовательных потребителей достаточно 1,2 вольта. Если заряд в вольтах ниже – ее необходимо утилизировать.

Важно! Несколько правил утилизации:

  • Не храните разряженные батарейки рядом с другими предметами, особенно в корпусе электроприбора. Рано или поздно вытечет, и испортит все, что находится рядом.
  • Не выбрасывайте элементы питания в обычные мусорные баки. Это вредные для природы устройства, поэтому утилизируйте их в специально отведенных местах.
  • Не пытайтесь разрушить (сплющить, расковырять) корпус батарейки. Внутри находится щелочь или кислота, которой можно обжечь кожу.

Однако такая проверка батареек мультиметром не покажет истинной картины.

Вы увидите значение ЭДС, то есть разность потенциалов без нагрузки. Тестер не в счет, его внутреннее сопротивление настолько мало – что не влияет на ток разряда. Необходимо нагрузить элемент типичным потребителем. Подойдет обычная лампочка от карманного фонарика.

Важно! Не используйте для проверки светодиоды.

  • Во-первых – их сопротивление слишком мало для нагрузки;
  • Во-вторых – LED элементы надо уметь подключать, иначе вы просто их уничтожите;
  • В-третьих – Напряжение, при котором диод будет светиться – составляет более 2,5 вольт. Одной батарейкой не обойтись.