Урок «Изменение размера изображения. Размер изображения. Физический, логический размер и разрешение. Кадрирование изображения с помощью команды «Тримминг»

Увеличение цифровых фотографий в несколько раз относительно их исходного размера в 300 PPI с сохранением резких деталей, вероятно, является основной целью многих алгоритмов интерполяции. Несмотря на эту общую цель, результаты масштабирования могут значительно варьироваться в зависимости от используемых программ и реализованных в них алгоритмов интерполяции и повышения резкости.

Основы

Проблемы возникают, потому что, в отличие от плёнки, цифровые изображения сохраняют изображение в дискретных единицах: пикселях . Любая попытка увеличить изображение соотвественно увеличивает эти пиксели - если не применять интерполяцию. Наведите курсор на изображение справа, чтобы увидеть, как даже самая простая стандартная интерполяция может улучшить вызванную пикселями квадратичность.

Прежде чем углубиться в чтение данной главы, знайте, что волшебной палочки не существует; наилучшей оптимизацией является начинать с максимально возможного качества изображения. Это означает использование соответствующего инструментария: камеры с высоким разрешением, низким уровнем шума и хорошего конвертора для файлов RAW. Если всё это присутствует, оптимизация увеличения цифрового фото может помочь вам извлечь из изображения максимум.

Обзор неадаптивной интерполяции

Вспомним, что неадаптивные алгоритмы интерполяции всегда сталкиваются с компромиссом между тремя дефектами: ступенчатостью, размытием и граничными гало. Следующая диаграмма и интерактивное визуальное сравнение демонстрируют место каждого алгоритма в этой войне на три фронта.

Результаты масштабирования, выполненного с применением наиболее распространённых алгоритмов, показаны ниже. Наведите курсор на подписи, чтобы увидеть, как каждый из интерполяторов осуществляет данное увеличение:

*стандартный алгоритм интерполяции в Adobe Photoshop CS и CS2


Диаграмма качества справа приблизительно показывает зону действия каждого из алгоритмов. Метод ближайшего соседа наиболее подвержен ступенчатости, однако он, а также билинейный метод наименее подвержены граничным гало - они отличаются лишь различным балансом между ступенчатостью и размытием. Вы увидите, как резкость границы постепенно нарастает между вариациями бикубического метода (3-5), но достигаются они за счёт увеличения ступенчатости и граничных гало. Метод Ланцоша выдаёт результаты, очень похожие на бикубический и бикубический резкий в Фотошопе, за исключением, возможно, несколько большей ступенчатости. Все они показывают некоторую степень ступенчатости, хотя ступенчатость всегда можно полностью исключить, использовав размывание изображения (7).

Алгоритмы Ланцоша и бикубический входят в число наиболее общеупотребимых, вероятно, потому что они довольно хороши в своём выборе между тремя дефектами (что очевидно, исходя из их расположения близко к центру треугольника). Методы ближайшего соседа и билинейный не являются вычислительно затратными и потому могут быть использованы для увеличения на сайтах или в портативных устройствах.

Обзор адаптивных методов

Вспомним, что адаптивные алгоритмы (применяющие обнаружение границ) не рассматривают все пиксели одинаково, но вместо того адаптируются к окружающему содержанию изображения. Такая гибкость создаёт намного более резкие изображения с меньшим числом дефектов (чем это было бы возможно для неадаптивного метода). К сожалению, они зачастую требуют большего времени обработки и обычно более дороги.

Даже наиболее базовые неадаптивные методы работают довольно хорошо в сохранении гладких градиентов, но все они начинают проявлять свои ограничения, когда пытаются интерполировать вблизи от резкой границы.

Стандартный алгоритм в Adobe Photoshop CS и CS2
всё ещё в фазе исследований, недоступен публично

«Подлинные фракталы » (Genuine Fractals), вероятно, являются наиболее общеупотребимой итеративной (или фрактальной) программой увеличения. Она пытается обрабатывать фото аналогично файлу векторной графики - добиваясь масштабирования практически без потерь (по крайней мере в теории). Что интересно, её исходным назначением вообще не было увеличение, она предназначалась для эффективного сжатия изображений. С момента её появления времена изменились, и дисковое пространство сейчас гораздо более доступно, так что у неё появилось новое применение.

Shortcut PhotoZoom Pro (ранее S-Spline Pro) - это ещё один распространённый фотоувеличитель. При интерполяции каждого пикселя он принимает в расчёт множество окружающих пикселей и пытается воссоздать гладкую границу, которая проходит через все известные пиксели. Для восстановления границ он использует алгоритм сплайна, который аналогичным образом применяется производителями автомобилей при разработке новых плавных обводов для своих машин. У PhotoZoom есть несколько разновидностей настройки - каждая предназначена для своего типа изображения.

Заметьте, как PhotoZoom выдаёт превосходные результаты на вышеприведенной компьютерной графике, поскольку он способен воспроизвести чёткую и гладкую границу без ступенек для всех кривых во флаге. Подлинные фракталы вносят мелкомасштабную текстуру, которой не было в оригинале, и их результат для данного примера ничем не лучше бикубической интерполяции. Стоит заметить, однако, что подлинные фракталы наилучшим образом справились с законцовками флага, тогда как PhotoZoom порой разбивает их на части. Единственный интерполятор, который сумел и выдержать гладкие чёткие границы, и аккуратные законцовки, - это SmartEdge.

Примеры из жизни

Вышеприведенные сравнения демонстрировали увеличение теоретических примеров, однако реальные изображения редко настолько просты. В них приходится иметь дело с палитрой цветов, шумом, мелкой текстурой и границами, которые не столь легко различимы. Следующий пример содержит и мелкие детали, и резкие границы, и гладкий фон:


Метод ближайшего соседа Бикубический Бикубический мягкий PhotoZoom Подлинные фракталы SmartEdge
С повышением резкости: бикубический бикубический мягкий PhotoZoom (стандартный) подлинные фракталы SmartEdge

Все методы, кроме метода ближайшего соседа (который просто увеличивает пиксели) проделали выдающуюся работу, учитывая относительно малый размер оригинала. Уделите особенное внимание проблемным зонам: с точки зрения ступенчатости это переносица, кончики ушей, усы и пряжка ремня. Как и ожидалось, в отрисовке мягкого фона все отработали практически идентично.

Несмотря на трудности, которые у подлинных фракталов вызвала компьютерная графика, они буквально превзошли себя на этом настоящем фото. Они создали самые тонкие усы, которые получились даже тоньше, чем они были на исходном изображении (относительно прочих). Кроме того, они резко отрисовали кошачью шерсть, избежав при этом эффекта гало по контуру. С другой стороны, кому-то получившаяся текстура меха может показаться нежелательной, так что в принятии решения существует также субъективный момент. В целом я бы сказал, что их результат оказался наилучшим.

PhotoZoom Pro и бикубический алгоритм оказались весьма похожи, за вычетом того, что PhotoZoom породил меньше видимых граничных гало и несколько меньшую ступенчатость. SmartEdge также показал исключительно хороший результат, однако он всё ещё находится в разработке и для применения недоступен. Это единственный алгоритм, который хорошо отработал как для компьютерной графики, так и для реального снимка.

Повышаем резкость увеличенных фото

Наше внимание было сфокусировано на типе интерполяции. Однако техника повышения резкости может иметь как минимум эквивалентное влияние.

Применяйте повышение резкости после увеличения снимка до итогового размера , а не до или в процессе того. В противном случае ранее незаметные гало маски нерезкости станут чётко различимы. Этот эффект аналогичен тому, который получается вследствие применения маски нерезкости с радиусом, превышающим идеальный. Наведите курсор на изображение слева (фрагмент ранее показанного увеличения), чтобы увидеть, что произойдёт, если применять повышение резкости до увеличения. Обратите внимание на увеличение размера гало вокруг усов и по контуру.

Имейте также в виду, что многие алгоритмы интерполяции имеют некоторое встроенное повышение резкости (такие как бикубический резкий в Фотошопе). Зачастую избежать гипертрофирования границ невозможно, поскольку сама по себе интерполяция матрицы Байера тоже может гипертрофировать границы (и повысить визуальную резкость).

Если ваша камера не поддерживает формат RAW (и вы вынуждены обрабатывать JPEG), убедитесь в том, что встроенное повышение резкости в камере отключено или сведено к минимуму. Включите сохранение максимального качества JPEG, поскольку незаметные в исходном размере дефекты сжатия значительно усилятся при увеличении и последующем повышении резкости.

Поскольку увеличенный снимок может стать значительно размытым по сравнению с оригиналом, масштабированные изображения зачастую выигрывают больше от применения усовершенствованных методов повышения резкости. В их число входят обращение свёртки, тонкая подстройка гипертрофирования границы, маска нерезкости с множественным радиусом и новая возможность PhotoShop CS2: интеллектуальное повышение резкости.

Повышение резкости и дистанция просмотра

Ожидаемая дистанция просмотра вашего отпечатка может изменить требования к глубине резкости и величине кружка нерезкости . Далее, снимок, увеличиваемый для постера, потребует большего радиуса маски нерезкости, чем показываемый на сайте. Следующий оценочный расчёт не следует использовать иначе как сугубое приближение; идеальный радиус зависит также и от других факторов, таких как изображённый предмет и качество интерполяции.

Плотность пикселей типичного дисплея колеблется в пределах 70-100 PPI, в зависимости от настройки разрешения и размеров экрана. Стандартное значение 72 PPI при использовании вышеприведенного калькулятора означает радиус маски 0.3 пикселя - это обычный радиус, который используют для изображений, публикуемых на сайтах. Иначе, печатное разрешение 300 PPI (стандартное для фотопринтеров) выдаст радиус маски порядка 1.2 пикселя (тоже типичный).

Когда интерполяция становится важна

Разрешение большого рекламного щита на обочине дороги никогда не требует настолько высокого разрешения, как отпечаток для галереи искусств, рассматриваемый с близкого расстояния. Следующий инструмент отображает минимальное PPI и максимальный печатный размер, который может использоваться, прежде чем глаз начнёт различать отдельные пиксели (без интерполяции).

  1. Размер изображения. Физический, логический размер и разрешение
  2. Изменение размеров изображения. Команда Image Size. Понятие ресамплинга.

Размер изображения. Физический, логический размер и разрешение.

Размер файла изображения - это физический размер файла, в котором хранится изображение. Он измеряется в килобайтах (КБ), мегабайтах (МБ) или гигабайтах (ГБ). Размер файла пропорционален размерам изображения в пикселах. Чем больше количество пикселов, тем детальнее изображение, получаемое при печати. Однако для их хранения требуется больший объем дискового пространства, а редактирование и печать замедляются. Таким образом, при выборе разрешения необходимо найти компромисс между качеством изображения (которое должно содержать все необходимые данные) и размером файла.

Другим фактором, влияющим на размер файла, является его формат. Из-за различий в методах сжатия, используемых в форматах файлов GIF, JPEG и PNG, размеры файлов при одинаковых размерах в пикселах могут сильно отличаться. Аналогично влияют на размер файла битовая глубина цвета и количество слоев и каналов.

Photoshop поддерживает максимальные размеры изображения в пикселах, равные 300 000 по горизонтали и вертикали. Это ограничение определяет предельно допустимые размеры и разрешение изображения на экране и при печати.

О размерах в пикселах и разрешении

Размеры в пикселах (размер изображения или его высота и ширина) растрового изображения являются мерой количества пикселов по ширине и высоте изображения. Разрешение является мерой четкости деталей растрового изображения и исчисляется в пикселах на дюйм (ppi). Чем больше пикселов на дюйм, тем выше разрешение. В целом изображение с более высоким разрешением позволяет получить более высокое качество при печати.

Одно и то же изображение при разрешении 72-ppi и 300-ppi; увеличено до 200 %

Совокупность размера в пикселах и разрешения определяет объем данных изображения. Если ресамплинг изображения не выполнялся, объем данных изображения остается неизменным при изменении или разрешения изображения по отдельности. При изменении разрешения файла его высота и ширина изменяются так, чтобы объем данных изображения оставался прежним. То же происходит при изменении высоты и ширины файла.

Photoshop позволяет определить соотношение между размером изображения и разрешением в диалоговом окне «Размер изображения» (меню «Изображение» > «Размер изображения»). Снимите параметр «Интерполяция», так как изменять объем данных изображения не требуется. Затем измените высоту, ширину или разрешение изображения. При изменении одной из величин остальные будут приведены в соответствие первой.

А. Размеры в пикселах равны произведению размеров выходного документа на разрешение.
Б. Исходные размеры и разрешение.Уменьшение разрешения без изменения размеров в пикселах (без ресамплинга).
В. Уменьшение разрешения при неизменных размерах документа приводит к увеличению размеров в пикселах (ресамплингу)

Изменение размеров изображения. Ресамплинг.

Изменение размеров изображения в пикселах влияет не только на его размер на экране, но и на качество изображения на экране и при печати, то есть на размеры отпечатка или на разрешение изображения.

  1. Выберите меню «Изображение» > «Размер изображения».(«Image» > «Image size»)
  2. Для сохранения текущего соотношения между высотой и шириной в пикселах выберите «Сохранить пропорции». Данная функция автоматически изменяет ширину при изменении высоты и наоборот.
  3. В полях «Размерность» введите значения для ширины и высоты. Для ввода значений в процентах от текущих размеров выберите в качестве единицы измерения проценты. Новый размер файла изображения появляется в верхней части диалогового окна «Размер изображения» (старый размер указан в скобках).
  4. Убедитесь в том, что выбран пункт «Интерполяция», и выберите метод интерполяции.
  5. Если изображение содержит слои с примененными к нему стилями, выберите пункт «Масштабировать стили» для масштабирования воздействия стилей на изображение с измененными размерами. Эта функция доступна только в том случае, если выбран пункт «Сохранить пропорции».
  6. По окончании изменения настроек нажмите кнопку «ОК».

Для получения наилучшего результата при создании изображения с меньшим размером выполните даунсамплинг, а затем примените фильтр «Контурная резкость». Чтобы создать изображение большего размера, повторно отсканируйте изображение с большим разрешением.

Ресамплинг изменяет объем данных изображения при изменении его размеров в пикселах либо разрешения. При даунсамплинге (уменьшении числа пикселов) изображение теряет часть информации. При ресамплинге (увеличении числа пикселов или увеличении разрешения) добавляются новые пикселы. Метод интерполяции определяет, каким образом удаляются или добавляются пикселы.

Ресамплинг пикселов

А. Даунсамплинг

Б. Без изменений

В. Ресамплинг (выбранные пикселы отображаются для каждого набора изображений)

Не забывайте, что ресамплинг может привести к снижению качества изображения. Например, при ресамплинге изображения до большего размера в пикселах уменьшаются его детализация и резкость. Применение фильтра «Контурная резкость» к изображению, подвергнутому ресамплингу, может повысить резкость деталей изображения.

Избежать ресамплинга можно сканированием или созданием изображений с достаточно высоким разрешением. Для просмотра результатов изменения размеров в пикселах или печати цветопробы при различных разрешениях выполните ресамплинг дубликата исходного файла.

Photoshop выполняет ресамплинг изображения при помощи методов интерполяции, присваивая новым пикселам значения цвета, полученные на основе значений цвета уже существующих пикселов. Выбрать используемый метод можно в диалоговом окне «Размер изображения».

По соседним Быстрый, но менее точный метод, который повторяет пикселы изображения. Этот метод используется в иллюстрациях, содержащих несглаженные края, для того чтобы сохранить четкие границы и создать файл меньшего размера. Однако этот метод может создать зубчатые края, которые станут заметными при искажении или масштабировании изображения или проведении множества операций с выделением. Билинейная Этот метод добавляет новые пикселы, рассчитывая среднее значение цвета окружающих пикселов. Он дает результат среднего качества. Бикубическая Более медленный, но и более точный метод, основанный на анализе значений цвета окружающих пикселов. За счет использования более сложных вычислений бикубическая интерполяция дает более плавные цветовые переходы, чем интерполяция по соседним пикселам или билинейная интерполяция. Бикубическая, глаже Хороший метод для увеличения изображений на основе бикубической интерполяции, разработанный специально для получения более гладких результатов. Бикубическая, четче Хороший метод для уменьшения размера изображения на основе бикубической интерполяции с повышенной резкостью. Этот метод позволяет сохранить детали изображения, подвергнутого ресамплингу. Если интерполяция «Бикубическая, четче» делает слишком резкими некоторые области изображения, попробуйте воспользоваться бикубической интерполяцией.

Можно указать метод интерполяции, который будет применяться по умолчанию при ресамплинге данных изображения в Photoshop. Выберите пункты меню «Редактирование» > «Установки» > «Основные» (в Windows) или «Photoshop» > «Установки» > «Основные» (в Mac OS), а затем в меню «Интерполяция изображения» выберите метод.
При подготовке изображения для печати полезно задавать размер изображения, указывая размеры отпечатка и разрешение изображения. Эти два параметра, называемые размером документа, определяют общее число пикселов, а соответственно, и размер файла изображения. Размер документа также определяет базовый размер изображения при помещении его в другое приложение. Управлять размером отпечатка можно при помощи команды «Печать», однако изменения, внесенные командой «Печать», отразятся только на печатном изображении - размер файла изображения не изменится.
Если для данного изображения используется ресамплинг, можно изменять размеры отпечатка и разрешение независимо друг от друга (тем самым изменяя общее число пикселов в изображении). Если ресамплинг выключен, то можно изменять либо размеры изображения, либо разрешение - Photoshop автоматически изменит оставшееся значение, сохраняя общее количество пикселов. Как правило, для получения наивысшего качества отпечатка сначала следует изменить размеры и разрешение без ресамплинга. Лишь затем в случае необходимости можно выполнить ресамплинг.

  1. Выберите меню «Изображение» > «Размер изображения».
  2. Измените размеры в пикселах, разрешение изображения или оба значения сразу.
    • Чтобы изменить только размеры отпечатка или только размерность и пропорционально изменить общее количество пикселов изображения, выберите пункт «Интерполяция», а затем выберите метод интерполяции.
    • Чтобы изменить размеры отпечатка и разрешение без изменения общего количества пикселов изображения, не выбирайте пункт «Интерполяция».
  3. Для сохранения текущего соотношения между высотой и шириной изображения выберите пункт «Сохранить пропорции». Данная функция автоматически изменяет ширину при изменении высоты и наоборот.
  4. В поле «Размер печатного оттиска» введите новые значения высоты и ширины. При необходимости выберите новую единицу измерения. Следует заметить, что в поле «Ширина» функции «Колонки» используются ширина и расстояние между колонками, указанные в настройках «Единицы измерения и линейки».
  5. Введите новое значение в поле «Разрешение». При необходимости выберите новую единицу измерения.

Чтобы восстановить исходные значения величин в диалоговом окне «Размер изображения», нажмите кнопку «Восстановить», удерживая клавишу «Alt» (Windows) или «Option» (Mac OS).

Изменение размеров и поворот холста. Команда Canvas Size.

Поворот или отражение всего изображения

С помощью команд «Поворот изображения» можно поворачивать или отражать все изображение. Эти команды нельзя применять к отдельным слоям, фрагментам слоев, контурам или границам выделенных областей. Повернуть выделенную область или слой можно с помощью команд «Трансформирование» или «Свободное трансформирование».
Поворот изображений
А. Отразить холст по горизонтали
Б. Исходное изображение
В. Поворот холста по вертикали
Г. Поворот На 90° против часовой
Д. 180°
Е. Поворот на 90°по часовой

В меню «Изображение» выберите пункт «Вращение изображения», затем в подменю выберите одну из приведенных ниже команд.

  • 180° — Поворот изображения на 180°.
  • 90° по часовой — Поворот изображения на 90° по часовой стрелке.
  • 90° против часовой — Поворот изображения на 90° против часовой стрелки.
  • Произвольно — Поворот изображения на указанный угол. При выборе этого параметра в текстовом поле необходимо ввести угол от 359,99 до 359,99 градусов. (В Photoshop можно задать поворот по часовой стрелке или против часовой стрелки с помощью параметров ПЧС или ПРЧС.) Нажмите кнопку «ОК».

Примечание. Поворот изображения является необратимым редактированием, изменяющим фактическую информацию файла изображения. Если требуется повернуть изображение для просмотра без внесения необратимых изменений, используйте инструмент «Вращение».

Изменение размера холста

Размер холста - это полная редактируемая область изображения. С помощью команды «Размер холста» можно увеличить или уменьшить размер холста изображения. При увеличении размера холста добавляется пространство вокруг существующего изображения. При уменьшении размера холста изображение обрезается. При увеличении размера холста изображения с прозрачным фоном добавленная область будет прозрачной. Если у изображения нет прозрачного фона, то цвет добавляемого холста будет определяться различными способами.

  1. В меню «Изображение» выберите команду «Размер холста» («Image» > «Canvas size»).
  2. Выполните одно из следующих действий.
    • Введите размеры холста в полях «Ширина» и «Высота». Во всплывающих меню рядом с полями ширины и высоты выберите нужные единицы измерения.
    • Выберите параметр «Относительно» и введите величину, которую следует добавить к текущему размеру холста или вычесть из него. Введите положительное число, чтобы увеличить, и отрицательное - чтобы уменьшить размер холста на заданную величину.
  3. Для того чтобы получить узловую точку, щелкните квадрат, показывающий нужное расположение существующего изображения на новом холсте.
  4. Выберите нужный параметр в меню «Цвет расширения холста».
    • «Основной цвет» - заливка нового холста текущим основным цветом
    • «Фон» - заливка нового холста текущим фоновым цветом
    • «Белый», «Черный» или «Серый» - заливка нового холста соответствующим цветом
    • «Другие» - выбор цвета для нового холста из палитры цветов

      Примечание. Кроме того, палитру цветов можно открыть, щелкнув квадрат справа от меню «Цвет расширения холста».

    Меню «Цвет расширения холста» недоступно, если у изображения нет фона.

  5. Нажмите кнопку «OК».

Оригинал холста и холст основного цвета, добавленный к правой части изображения

Кадрирование изображения. Инструмент Crop.

Кадрирование - это отсечение частей изображения с целью фокусирования или улучшения компоновки. Кадрировать изображение можно с помощью инструмента «Рамка» и команды «Кадрировать». Кроме того, отсекать пикселы можно командами «Выпрямить и кадрировать» и «Тримминг».

Использование инструмента «Рамка»

Кадрирование изображения с помощью инструмента «Рамка»

Кадрирование изображения с помощью команды «Кадрировать»

  1. Часть изображения, которую нужно сохранить, выделяется с помощью инструмента выделения.
  2. В меню «Изображение» выберите команду «Кадрировать».

Кадрирование изображения с помощью команды «Тримминг»

При кадрировании с помощью команды «Тримминг» нежелательные элементы удаляются иначе, чем с помощью команды «Кадрировать». Изображение можно кадрировать путем отсечения окружающих прозрачных пикселов или фоновых пикселов определенного цвета.

  1. В меню «Изображение» выберите команду «Тримминг».
  2. В диалоговом окне «Тримминг» выберите нужный параметр.
    • При выборе параметра на основе «Прозрачных пикселов» удаляется прозрачность по краям изображения и остается самое маленькое изображение, состоящее из непрозрачных пикселов.
    • При выборе параметра «Цвет верхнего левого пиксела» удаляется область, цвет которой совпадает с цветом верхнего левого пиксела изображения.
    • При выборе параметра «Цвет нижнего правого пиксела», удаляется область, цвет которой совпадает с цветом нижнего правого пиксела изображения.
    • Выберите области изображения для удаления: сверху, снизу, слева или справа

Трансформирование перспективы при кадрировании

Один из параметров инструмента «Рамка» позволяет трансформировать перспективу изображения. Эту функцию удобно использовать при работе с изображениями, которые содержат трапециевидное искажение. Трапециевидное искажение возникает при фотографировании объекта с углового ракурса. Например, если высокое здание сфотографировать с уровня земли, то верх здания будет казаться более узким, чем его основание.

Шаги трансформирования перспективы
А. Обозначьте исходную область кадрирования Б.Совместите область кадрирования с краями объектаВ.Расширьте границы кадрирования Г.
Получившееся изображение

Графический редактор Photoshop называют растровым по причине того, что он предназначен для создания и обработки растровых изображений. Говоря простым языком, растровые изображения состоят из точек (растров, пикселов), код цвета каждой из них хранится в памяти компьютера. Поэтому цифровое изображение - это всего лишь набор цифр, увидеть его можно посредством какого-либо устройства вывода: монитора, принтера или иного устройства печати.

При работе с цифровыми изображениями вы должны понимать, для каких целей данное изображение будет использовано. Например, если изображение готовится для публикации на web-странице, то предполагаемое устройство вывода - это монитор. Если в дальнейшем вы желаете изображение хранить как фотографию в фотоальбоме, то предварительно его необходимо распечатать на фотопринтере. А для печати изображения в каком-нибудь глянцевом журнале будет использоваться типографская машина.

Поэтому для подготовки цифровых изображений к выводу на устройство, необходимо знать, какое разрешение следует назначать. Для вывода изображения через монитор чаще всего разрешение устанавливают 72 или 96 пикселов на дюйм. Для печати на принтере - от 120 до 200 пикс/дюйм. Для качественной типографской печати - от 250 до 300 пикс/дюйм.

Разрешение и геометрические размеры изображения взаимосвязаны. Чем больше разрешение, тем меньше его размер, потому что чем выше разрешение предполагаемого устройства вывода, тем мельче его растровые точки и меньше геометрический размер изображения.

З А М Е Ч А Н И Е

Увеличение разрешения изображения влечет к увеличению размера файла, что может понизить производительность вашего компьютера при обработке такого изображения. Поэтому, выбирая высокое разрешение, необходимо придерживаться золотой середины между качеством изображения и объемом файла.

Чтобы изменить разрешение, используется диалоговое окно Размер изображения (Image Size), а когда разрешение определено и необходимо изменить только геометрические размеры изображения, используются два инструмента: инструмент Рамка (Crop) и диалоговое окно Размер холста (Canvas Size).

На рис. 2.5 представлено окно Размер изображения (Image Size), название которого находится в меню Изображение ++ (в Mac OS

Размеры изображения при выводе его на мониторе

Размеры изображения, которые оно будет иметь при отпечатке на принтере

Рис. 2.5. Диалоговое окно Размер изображения

Обратите внимание на две области, в которых указаны размеры. Верхняя область может отображать размеры только в двух единицах измерения: в пикселах или в процентах. Здесь приводятся размеры изображения при выводе его на мониторе. Поэтому эту область следует использовать, например, для подготовки изображения к использованию в качестве картинки рабочего стола или для публикации в сети Интернет.

Нижняя область отображает размеры, которые изображение будет иметь при отпечатке на принтере. Поэтому эту область следует использовать для определения и задания размеров вашей будущей распечатанной фотографии.

Если требуется изменить одновременно разрешение изображения и его геометрические размеры, то перед изменениями отключите флажок Интерполяция (Resample Image). Тогда при уменьшении изображения, его размеры будут увеличены, а при увеличении разрешения наоборот уменьшены.

В Н И М А Н И Е!

Уменьшение разрешения сокращает число пикселов изображения, эти пикселы утрачиваются навсегда, их уже не вернуть повышением разрешения! Поэтому имея высокое качество, например, 300 пикс/дюйм, вы сможете понизить его до 180 или 72 пикс/дюйм, но если исходное изображение низкого качества, например, 72 пикс/дюйм, то повысить его до качества типографской печати вы не сможете.

На рис. 2.6 представлено окно Размер холста (Canvas Size), название которого находится в меню Изображение (Image). Также может быть вызвано комбинацией клавиш ++ (в Mac OS

Необходимо просто щелкнуть по этому квадрату

Рис. 2.6. Диалоговое окно Размер холста

Это окно предназначено для изменения геометрических размеров изображения, на разрешение оно не влияет.

Обратите внимание на флажок Относительная (Relative). Не забывайте его устанавливать перед заданием новых размеров. Если требуется увеличить ширину или высоту изображения, то следует ввести положительное число в эти поля. Для уменьшения размеров вводится отрицательное число.

Также удобно использовать переключатель Расположение (Anchor), который указывает направление изменения размера. Например, если вам необходимо уменьшить высоту изображения сверху на 2 см, то в поле Высота (Height) необходимо ввести значение –2 см при установленном флажке Относительная (Relative), а переключатель Расположение (Anchor) поместить в нижнее среднее положение. Переключатель устанавливается простым щелчком по требуемому квадрату.

Рис. 4.12. Установка параметров стандартного блока

      В поле Имя введите название (имя) стандартного блока. Имя блока должно быть уникально в пределах коллекции, в которой он будет сохранен. В разных коллекциях могут быть блоки с одинаковыми именами.

      В раскрывающемся списке Коллекция выберите коллекцию, в которой будет храниться стандартный блок. Выбор коллекции определяет порядок вставки блока при создании документа. Для блоков, вставляемых непосредственно в текст документа, лучше выбрать коллекцию Экспресс-блоки . Кроме того, коллекция Экспресс-блоки отображается в виде списка в меню кнопки Экспресс-блоки (см. рис. 4.11 ).

      В раскрывающемся списке Категория выберите категорию блока. Выбор категории определяет положения блока в меню кнопки Экспресс-блоки в группе Текст вкладки Вставка . Можно выбрать одну из существующих категорий или создать новую. Наличие категорий облегчает поиск нужного блока в списке меню кнопки Экспресс-блоки (см. рис. 4.11 ).

      В поле Описание можно введите произвольный текст уточняющего описания к создаваемому блоку, которое будет отображаться в виде всплывающей подсказки при выборе блока. Поле можно не заполнять!

      В раскрывающемся списке Параметры выберите Вставить содержимое на ту же страницу , чтобы стандартный блок был вставлен на отдельную страницу. ВыберитеВставить содержимое в тот же абзац , чтобы содержимое не стало частью другого абзаца, даже если курсор находится в середине абзаца. Для всего прочего содержимого используется параметр Вставить только содержимое .

После создания новых стандартных блоков или изменения их параметров при завершении сеанса работы с Word 2010 появится запрос на сохранение изменений в файле стандартных блоков (рис. 4.13 ). Нажмите кнопку Сохранить .

Увеличить изображение

Рис. 4.13. Сохранение изменений в коллекции блоков

5.3. Вставка стандартного блока в документ

Для вставки стандартного блока в документ нужно:

    Установите курсор в место вставки блока.

    Во вкладке Вставка в группе Текст нажмите кнопку Экспресс-блоки .

    Для вставки стандартного блока из коллекции Экспресс-блоки найдите этот блок в списке (рис. 4.14 ) и щелкните по нему мышью.

Увеличить изображение

Рис. 4.14. Вставка стандартного блока

Для вставки в документ блока из произвольной коллекции нужно:

    Из меню кнопки Экспресс-блоки выбрать команду (см. рис. 4.14 ).

    В диалоговом окне Организатор стандартных блоков (рис. 4.15 ) найти нужный блок и нажать кнопку Вставить . Для удобства поиска можно сортировать блоки по именам, коллекциям, категориям, шаблонам и описанию. Для сортировки щелкните по соответствующей кнопке (например, щелкните по кнопке Имя , чтобы отсортировать блоки по именам ).

Увеличить изображение

Рис. 4.15. Выбор стандартного блока

5.4. Изменение стандартного блока

5.4.1. Изменение содержимого

Изменить содержимое стандартного блока невозможно.

Можно удалить существующий блок, а затем создать новый под этим же именем.

Можно заменить существующий блок.

    Вставьте стандартный блок.

    Внесите необходимые изменения.

    Сохраните стандартный блок с тем же именем и с теми же параметрами.

    Да .

5.4.2. Изменение параметров

Можно изменить имя стандартного блока, коллекцию, в которой он расположен, добавить или изменить описание и т.д.

    Во вкладке Вставка в группе Текст щелкните кнопку Экспресс-блоки и выберите команду Организатор стандартных блоков (см. рис. 4.14 ).

    В диалоговом окне Организатор стандартных блоков (см. рис. 4.15 Изменить свойства .

    В диалоговом окне Изменение стандартного блока (рис. 4.16 ) измените параметры и нажмите кнопку ОК .

увеличить изображение

Рис. 4.16. Изменение параметров стандартного блока

    В окне запроса о переопределении стандартного блока нажмите кнопку Да .

5.5. Удаление стандартного блока

    Во вкладке Вставка в группе Текст нажмите кнопку Экспресс-блоки и выберите команду Организатор стандартных блоков (см. рис. 4.14 ).

    В диалоговом окне Организатор стандартных блоков (см. рис. 4.15 ) найдите нужный блок и нажмите кнопку Удалить .

    В окне запроса об удалении стандартного блока нажмите кнопку Да .

6. Добавление титульной страницы

К документу можно добавить специально оформленную титульную (первую) страницу.

    Во вкладке Вставка в группе Страницы щелкните по кнопке Титульная страница и в появившемся списке выберите один из предлагаемых вариантов (рис. 4.17 ).

увеличить изображение

Рис. 4.17. Выбор титульной страницы

    Добавляемая страница может иметь рисунки и другие графические объекты, а также подсказки с указанием вводимой информации (рис. 4.18 ).

увеличить изображение

Рис. 4.18. Титульная страница

Некоторые поля титульной страницы заполняются автоматически, при этом информация берется, например, из свойств файла. Некоторые поля надо заполнять самостоятельно.

При заполнении полей не обязательно следовать имеющимся в них подсказкам. Можно изменять содержимое автоматически заполненных полей. Незаполненные поля оставлять нельзя; их следует удалить.

Содержимое полей можно оформлять как обычный текст. На титульную страницу можно добавлять текст, таблицы, графические объекты.

Для удаления титульной страницы во вкладке Вставка в группе Страницы щелкните по кнопке Титульная страница и в появившемся меню выберите команду Удалить текущую титульную страницу (см. рис. 4.17 ).

Стандартно применяемые во многих графических программах кусочно-полиномиальные методы увеличения изображений (билинейные или даже бикубические) проявляют специфические артефакты - размывают границы или же образуют ступеньки на резких перепадах яркости.
Если же требуется значительное масштабирование с сохранением четких границ и цветовых областей, то более предпочтительными являются контекстно-фрактальные методы увеличения изображений. Фрактальные методы лишены вышеописанных недостатков и в отличие, например, от бикубического метода (который считается самым лучшим из локально-полиномиальных), хорошо передают как плавные переходы, так и четкие детали увеличиваемого изображения.

Для чего может понадобиться такой метод? Например, вам хочется сделать огромный постер из маленькой фотографии. И пусть она после увеличения будет выглядеть, как картина авангардного художника, но по крайней мере не станет набором бесформенных пятен, как при традиционном увеличении.

Кстати, многие фотохудожники используют фрактальное увеличение отсканированных старых фотографий, после чего старые пленочные кадры по резкости и проработке деталей выглядят гораздо лучше новых цифровых изображений высокого разрешения. Различия в работе кусочно-полиномиальных и фрактальных алгоритмов увеличения проиллюстрированы на врезке «Высокохудожественный фрактал».

Особенно интересно применение фрактального увеличения к техническим рисункам. Например, если мы хотим изготовить собственную карту бо льшего масштаба из имеющейся у нас мелкомасштабной (скажем, для того чтобы уточнять ее самостоятельно), то, естественно, главным приоритетом при увеличении для нас будет сохранение четких линий, дорог и границ областей (лесов, полей и водоемов). В этом случае нам лучше воспользоваться фрактальным увеличением, возможно даже слегка утрированным.

И чем бо льшее увеличение нам понадобится, тем заметнее будет отличие в работе бикубических и фрактальных алгоритмов. Отметим также, что помимо традиционных билинейных или бикубических алгоритмов сглаживания при увеличении изображений существуют и другие, более сложные. Например, есть недорогие плагины для Adobe Photoshop, которые реализуют так называемое B- или S-сплайновое сглаживание. Кроме того, они широко используются там, где необходимо значительно увеличить изображение для печати большого формата. Среди таких модулей можно отметить Stair Interpolation Pro (SIPro) от компании Fred Miranda (http://www.fredmiranda.com), который стоит менее 20 долл., или Shortcut PhotoZoom (http://www.shortcutpublishing.com) стоимостью около 50 долл. Печатников они также могут заинтересовать, поскольку обеспечивают лучшее качество, чем предлагают стандартные инструменты. Однако сегодня мы рассмотрим только фрактальное увеличение, для которого можно воспользоваться одной из приведенных далее программ.

ADV Fractal

Программы для работы с фракталами обычно довольно сложные и дорогие. Но существует, например, простой и бесплатный плагин ADV Fractal (http://serioussoft.narod.ru/adv/frk.htm) для Adobe Photoshop, который реализует фрактальное сжатие изображений (компрессию и декомпрессию), а также увеличение изображений. ADV Fractal обеспечивает следующие возможности: настройку параметров качества изображения, коэффициента сжатия, просмотра статистики и текущего результата в реальном времени, возможность чтения и записи полученной системы итерируемых функций в файл, а также возможности редактирования получаемого фрактального изображения - масштабирование, редактирование цвета и пространственной ориентации изображения, количества итераций восстановления.

Сфера применения данной программы, по утверждению автора, может быть как научная (для тех, кто занимается фрактальным сжатием), так и практическая: обеспечивается реализация высококачественного увеличения изображений - при масштабировании в сторону значительного увеличения размера изображения не появляются ступенчатые структуры и размытие цветовых оттенков, что характерно для традиционных интерполирующих алгоритмов.

Genuine Fractals

Наилучшей, на наш взгляд, коммерческой программой фрактального увеличения изображений в настоящее время является, пожалуй, Genuine Fractals от компании onOne Software (http://www.ononesoftware.com/), ранее принадлежавшей фирме LizardTech.

Это тоже семейство плагинов для Adobe Photoshop (компания декларирует поддержку всех версий, включая CS3) - Genuine Fractals 5 и Genuine Fractals Print Pro 5. Последние обновления привносят улучшенную технологию масштабирования, более быстрое воспроизведение, несколько совершенно новых функций и новый пользовательский интерфейс. По заявлениям разработчиков, Genuine Fractals 5 теперь позволяет увеличивать цифровые изображения более чем на 1000% без потери качества.

Добавлены также мультипроцессорная поддержка, предварительная настройка размера документа, расширенная поддержка слоев, встроенные контроллеры Sharpening и Texture, Film Grain, Photoshop Action, а также добавлена поддержка дополнительных форматов файлов. Кроме того, Genuine Fractals теперь поддерживает изменение размера изображений в файлах Photoshop, которые содержат несколько слоев, в том числе и нерастрированные текстовые слои, «умные» объекты, альфа-каналы и пр. Стоимость Genuine Fractals 5 - 160 долл. Ознакомительную версию этого плагина можно скачать по адресу: http://www.ononesoftware.com/download.php?action=download&dl_id=6&type=demo .

Для ценителей растягивания картинок до неимоверных размеров без заметного ухудшения качества изображения плагины Genue Fractals окажутся незаменимым инструментом.

Extensis.Pxl.SmartScale

Модуль pxl SmartScale компании Extensis Incorporated (http://www.extensis.com/) похож на Genue Fractals и по своим возможностям может составить ему конкуренцию.

Название Extensis Incorporated, безусловно, знакомо многим пользователям Adobe Photoshop. Такие подключаемые модули, как Mask Pro, Intellihance, PhotoTools и PhotoFrame, до сих пор пользуются большой популярностью у компьютерных художников по всему миру.

Плагин pxl SmartScale - это результат адаптации уникальной технологии масштабирования и компрессии изображений PixelLive для нужд массового потребителя (разработчик технологии - компания Celartem, которая с недавних пор принадлежит Extensis). Благодаря SmartScale любой сегмент изображения или вся картинка целиком могут быть увеличены до гигантских размеров. Например, процент максимального масштабирования исходника достигает отметки в 1600% от оригинала. Что характерно для подобных алгоритмов - столь высокий показатель достойно выдерживается при визуализации финальной картинки.

Воспользовавшись для сохранения проектов собственным форматом технологии PixelLive, полученные изображения можно подвергнуть компрессии и тем самым заметно облегчить их последующую передачу в печатное бюро или на компьютер заказчика. Реализована также активация защиты от несанкционированного использования. Художникам, имеющим права на работу с PL-контентом, потребуется лишь инсталляция бесплатной программы PixelLive Viewer, доступной как автономное приложение или же в виде плагина.

Заявленная производителем стоимость pxl SmartScale - 200 долл. - отнюдь не мала, но задачи, которые решает этот модуль, нередко поражают качеством своего исполнения.

Высокохудожественный фрактал

Для того чтобы проиллюстрировать различия в работе кусочно-полиномиальных и фрактальных алгоритмов увеличения изображения, возьмем маленькую картиночку и попробуем увеличить ее в десять раз.

Если бы вы напечатали данную картинку с десятикратным увеличением без какого-либо алгоритма сглаживания, то результат получили бы откровенно «мозаичный» (рис. 1).

При использовании бикубического метода сглаживания (который считается наилучшим среди локально-полиномиальных) в Adobe Photoshop с применяемой по умолчанию установкой на повышение четкости изображения бикубический метод частично убирает «мозаику», но проявляет специфические артефакты - размывает границы и образует ступеньки на резких перепадах яркости. Кроме того, создается общее впечатление «замусоренной» картинки (рис. 2).

Установка на повышение гладкости изображения только ухудшает картинку - при таком увеличении она становится недопустимо «мутной», хотя часть артефактов на границах размывается и «мусора» становится меньше (рис. 3).

Гораздо лучший эффект дает фрактальное увеличение. Если вам не хочется подбирать параметры, то наиболее предпочтительной является программа Genuine Fractals 5 (Plug-in для Adobe Photoshop). Даже если выставить все параметры по умолчанию или воспользоваться модулем Genuine Fractals Express, то увеличенная картинка будет выглядеть немного стилизованной, но значительно более четкой по границам, сохранившей мелкие детали, плавные цветовые переходы и практически без «мусора». Возможно, при таком значительном увеличении не все «ступеньки» удастся убрать, но даже то, что сохранится, не будет резать глаз (рис. 4).

Если же вас не смущает сильная «стилизация», то можно попробовать вообще убрать всякий мусор и добиться четких и ровных границ и равномерной цветовой заливки по всем областям. Установив параметры на наивысшую четкость и контрастность, мы, конечно, неизбежно потеряем ряд мелких деталей, зато о былой «мозаичности» уже никто не догадается (рис. 5).