Тип простейшие (protozoa). Смотреть страницы где упоминается термин система простая Виды операционных систем

В такой стране, как СССР, во времена диктатуры цены и затраты, казалось, никоим образом не соответствовали друг другу . Правительство просто указывало народу, где работать, как долго и как усердно. В подобной системе просто невозможно узнать, чего стоят те или иные товары. И цены устанавливались политическим путем, а не под воз-  


В целях укрепления взаимосвязи АСПР с ОАСУ необходимо рассматривать отраслевые подсистемы АСПР и функциональные подсистемы ОАСУ как органически связанные части единой системы с соответствующим разделением задач, решаемых в рамках Госплана СССР, Госпланов союзных республик и министерств. Одновременная, или по крайней мере скоординированная, разработка ОАСУ и соответствующих подсистем АСПР даст возможность отработать большой комплекс взаимоувязанных вопросов как методического, так и информационного, технического и организационно-правового характера, необходимых для практического решения задач и совместного функционирования этих систем. Без такого подхода к созданию ОАСУ и АСПР ни та, ни другая система просто не сможет работать.  

Система сложения голосов в отличие от системы простого большинства, дает возможность меньшинству избрать определенное число директоров. Минимальное количество акций, необходимое для избрания определенного числа директоров, определяется следующим образом  

Локальные базы данных эффективны при работе одного или нескольких пользователей, когда имеется возможность согласования их деятельности административным путем. Такие системы просты и надежны за счет своей локальности и организационной независимости.  

Езерский Ф.В. Теория счетоводства по всем существующим системам простой, двойной итальянской, английской и другим старым и русской самопроверочной тройной. - СПб., 1889.  

В зависимости от того, в какой системе (простой, сложной, большой) производится управление, различают системы автоматического управления (САУ) и автоматизированные информационные системы.  

Больше мы не делаем никаких упражнений на тему продуктов. Я уже сказал Вам, что эта система проста. Упражнение под названием "Кто, скорее всего, будет..." является прекрасным завершением раздела о продуктах, и мы непосредственно переходим в следующий раздел.  

Широко распространенное представление о том, будто сбережения и инвестиции, определенные в прямом соответствии со смыслом этих слов, могут различаться между собой по величине, объясняется, как я думаю, "оптической иллюзией", возникающей вследствие того, что отношения между индивидуальным вкладчиком и банком, где помещен его вклад, носят по внешней видимости односторонний характер, тогда как на самом деле такие отношения являются двусторонними. Предполагается, что вкладчик и его банк могут каким-то образом сговориться между собой о проведении операции, в результате которой сбережения в банковской системе просто исчезли бы (иначе говоря, они оказались бы вовсе утраченными с точки зрения инвестирования), или, напротив, что банковская система в состоянии создать такие возможности инвестирования , которым не соответствуют никакие сбережения. Но ведь никто не может сберечь, не приобретая при этом активов в какой-либо форме, будь то наличные деньги , долговые обязательства или капитальные блага никто не может так же приобрести имущества, которым бы он раньше не владел, если только имущество равной стоимости не окажется вновь произведенным либо же если кто-нибудь другой не расстанется с имуществом той же ценности, которым он располагал раньше. В первом случае сбережению соответствуют новые инвестиции во втором случае кто-то другой должен сократить свои сбережения на равную сумму. Ведь в последнем случае соответствующее уменьшение богатства должно быть вызвано такими размерами потребления, которые превышают доход, а не списанием по счету капитала , отражающим изменение ценности капитальных имуществ , потому что в данном случае он вовсе не сталкивается с какими-либо потерями в ценности того имущества, которое он раньше имел. Сумма, которую он получает, в точности соответствует текущей ценности его имущества, и тем не менее владельцу имущества не удается полностью сохранить указанную сумму в форме какого-либо богатства, иными словами, отсюда следует, что его текущее потребление превысило размеры текущего дохода . Если же с каким-либо имуществом расстаются банки, значит, кто-то должен расстаться с частью своих наличных денег. Отсюда следует, что совокупное сбережение индивидуума, о котором идет речь, и всех других, вместе взятых, неизбежно должно быть равным текущим новым инвестициям.  

Возможно, вы думаете, что это не ваша проблема и что следование системе - простое дело. Это совсем не так.  

Чего следует ожидать от такого теста На самом деле, немногого. Если каждый тест показывает высокую прибыль (например, более 10,000), считайте, что найдена выигрышная система . Конечно, при условии, что все аспекты тестирования были представлены правильно и моделирование было реалистичным. Однако если каждый тест показывал большой убыток (например, более 10,000 за год), очевидно, что данная система просто бесполезна. (Есть несколько деликатных исключений из этого правила они будут обсуждаться в последующих главах.) По всей вероятности, данную систему на этой стадии следует исключить из рассмотрения. Если же, как это часто бывает, результаты смешанные (то есть, есть несколько крупных выигрышей и крупных Убытков, наряду с меньшими выигрышами и убытками), можно переходить к этапу оптимизации . Переходите к следующему этапу разработки системы только в том случае, если большинство тестов не показывает крупные убытки.  

Если все шаги тестирования, описанные в этой главе, были выполнены, вероятность того, что данная система просто плоха, достаточно мала. Однако если система была протестирована небрежно, то такое возможно. Если вы обнаружили именно эту причину, то протестируйте торговую систему надлежащим образом.  

В совокупности же эти системы просто не поддаются тесной инте-  

Вспомним системы штрафов в совсем недавнее время - синяки. Для тех, кто не застал замечательное время синяков, заметим, что это точное народное слово отражало суть системы управления качеством труда, в соответствии с которой при обнаружении несоответствия, дефекта, ошибки на специальном экране или в соответствующем журнале рисовали синие треугольнички. Чем больше синяков, тем меньше премия. Система проста как унитаз ошибка, дефект - удар, еще ошибка - еще удар и синяки на память.  

Новая система проста в применении и использует те же методы, что п применявшиеся ранее при обработке получаемых отчетов. Переход на обработку данных с помощью электронно-вычислительной машины был постепенным, и после его завершения компания использовала следующие программы при обработке данных  

Меры обнаружения ошибок могут рассматриваться как для случая проверки в процессе разработки, так и во время работы ПО. Учитывая то, что в процессе разработки обнаружение ошибок в основном реализуется системой простых организационных мероприятий, остановимся на приемах и методах обнаружения на уровне программных модулей в процессе функционирования.  

Другими словами, школьная система Лос-Анджелеса не сумела дать четверти миллиона детей даже элементарные знания. И вместо того чтобы удерживать эту четверть миллиона в школах, так же как фильтр удерживает осадок, система просто снизила планку и вытолкнула детей в реальный мир. По-моему, это провал не детей, а самой системы.  

Значительную роль в ее решении призван сыграть экономический анализ , и прежде всего анализ трудовых показателей , так как в системе простых элементов производства - средств труда , предметов труда и живого труда - последнему принадлежит решающая роль. Только живой труд может привести в движение прошлый, овеществленный в средствах и предметах труда.  

Возникает вопрос а не проще ли все-таки оценить величину стоимости продукции и услуг каждого подразделения Ведь поскольку стоимость пропорциональна затратам труда , распределение по труду - это распределение, пропорциональное созданной стоимости . Это действительно так, но прямое использование этого правильного положения возможно только в системе простого индивидуального товарного производства . Дело в том, что подразделения, и тем более отдельные работники предприятия или объединения, не создают стоимости. Какую стоимость создают бухгалтерия предприятия или бюро технического нормирования в цехе Здесь речь идет, конечно, не о стоимости услуг бухгалтерии или бюро технического нормирования , т. е. не о затратах на содержание бухгалтеров и техническое нормирование , а о стоимости продукта. Но и производственные подразделения - цеха и участки основного производства не создают стоимость, поскольку стоимость имеют не любые предметы и услуги, а только товар. Предметы, изготавливаемые цехом - заготовки, детали, сборочные единицы и даже готовые изделия , - товарами не являются. Цех не продает изготовленные  

Всего лишь несколько лет назад ситуация с обработкой информации в Marks Spenser не выделялась ничем особенным. Как и в большинстве других сетей розничной торговли, специалисты по снабжению заказывали товары и распределяли их по магазинам, исходя из собственных представлений о том, что может понадобиться покупателю. Все, чем могла помочь им действовавшая тогда информационная система , - простейший ретроспективный анализ данных. Было невозможно предсказать объемы продаж достаточно точно, чтобы избежать неудовлетворенного спроса или распродажи по сниженным ценам и списания избытков. Ошибка в любую из сторон отрицательно сказывалась на прибыльности.  

Приведенная система проста в использовании и достаточно эффективна, особенно если вспомнить о тысячах норм, которыми приходилось пользоваться российским бухгалтерам в течение многих лет. Несложно сделать расчеты, показывающие, в какой степени применение ускоренной амортизации влияет на текущие финансовые результаты . Вновь подчеркнем, что смысл ее заключается в предоставлении предприятию бесплатного налогового кредита в первые годы эксплуатации нового оборудования. Поскольку в дальнейшем этот кредит придется гасить, уплачивая относительно большую сумму налога на прибыль, нежели при равномер-  

В США, Великобритании и других странах при разработке фотографической студии Матса Нэслунда и Хокана Лооба США (табл. 5.2)1.  

Существует целый класс дэйтрейдеров, который специализируется на торговле акциями NASDAQ. Но такие дэйтрейдинговые фирмы не торгуют по Интернет, как мы с вами. Многие из них занимают целые залы, где сидят дэйтрейдеры в ожидании импульса. Они оснащены высокомощными и высокотехнологичными системами, которые извещают дейтрейдеров о прибыльных возможностях задолго до того, как о них узнаем мы с вами. Этих дэйтрейдеров привлекают акции NASDAQ потому, что они высоковолатильны. Помните, если вы располагаете быстрым исполнением, то волатильность принесет вам прибыль, поскольку вы войдете в позицию и выйдете из нее достаточно быстро и эффективно. Но если вы располагаете медленным исполнением, то волатильность уничтожит вашу прибыль. Сумма прибыли , которую дэйтрейдеры могут заработать за один день , используя мощные торговые системы , просто ошеломляет.  

В чем же потенциальный источник напряженности между этими двумя стремлениями Стремящийся к высоким достижениям хочет, чтобы они были измеримы, а тот, для кого важна структурированность работы, ждет четких указаний и инструкций. В благоприятных условиях цели и указания непременно усиливают друг друга . Примером может служить сотрудник отдела продаж, который считает систему отчетности достаточно гибкой и полезной, поскольку она предоставляет информацию, способствующую увеличению объема продаж. Другой пример - четкая простая система поощрения, позволяющая однозначно определить путь к получению вознаграждения. В теории ожидания Врума признается необходимость прозрачных ясных путей к достижению успеха (Vroom and De i, 1970). Напряженность и конфликты возникают в том случае, если правила и инструкции не дают пользы, а только затрудняют работу. Хорошим примером такого положения вещей может стать офицер полиции с высокой потребностью в структурировании работы, так как его работа по раскрытию преступлений только замедляется и тормозится излишними бюрократическими требованиями и целым валом бумажной работы. Его потребность в структурировании означает не только скрупулезное следование всем формальным процедурам, но и убеждение, что эффективность работы была бы выше, не будь он связан необходимостью выполнения всех формальностей. В экстремальном случае создается впечатление, что система просто парализует своих работников.  

Вернемся к нашей истории об Александре Великом. Он представляет лев полушарие. Мы учимся использовать эту часть нашего мышления в текущ образовательной системе. Ни в колледже, ни в аспирантуре нас не учат, к использовать другие части нашего мышления. Наиболее важные в жиз] предметы в нашей сегодняшней образовательной системе просто преподаются. Вы читаете это по той же причине, по которой Алексан, Великий должен был направиться в Индию. Если вы хотите быть п настоящему успешным в торговле, вы должны стать больше похожим Диогена и научиться расслабляться и созерцать реку. А это работа, которую i должны проделать самостоятельно. Никто во всем мире не может за вас это сделать. Это процесс вычитания всего постороннего. Нам не нужно узнава больше и больше о том, что не так. Нам нужно больше использовать то, что л уже знаем, но иногда не знаем, что мы это знаем.  

Смотреть страницы где упоминается термин Система простая

:                   Автоматизированные информационные технологии в экономике (2003) -- [

Изучая кодировки, я понял, что недостаточно хорошо понимаю системы счислений. Тем не менее, часто использовал 2-, 8-, 10-, 16-ю системы, переводил одну в другую, но делалось все на “автомате”. Прочитав множество публикаций, я был удивлен отсутствием единой, написанной простым языком, статьи по столь базовому материалу. Именно поэтому решил написать свою, в которой постарался доступно и по порядку изложить основы систем счисления.

Введение

Система счисления - это способ записи (представления) чисел.

Что под этим подразумевается? Например, вы видите перед собой несколько деревьев. Ваша задача - их посчитать. Для этого можно - загибать пальцы, делать зарубки на камне (одно дерево - один палец\зарубка) или сопоставить 10 деревьям какой-нибудь предмет, например, камень, а единичному экземпляру - палочку и выкладывать их на землю по мере подсчета. В первом случае число представляется, как строка из загнутых пальцев или зарубок, во втором - композиция камней и палочек, где слева - камни, а справа - палочки

Системы счисления подразделяются на позиционные и непозиционные, а позиционные, в свою очередь, - на однородные и смешанные.

Непозиционная - самая древняя, в ней каждая цифра числа имеет величину, не зависящую от её позиции (разряда). То есть, если у вас 5 черточек - то число тоже равно 5, поскольку каждой черточке, независимо от её места в строке, соответствует всего 1 один предмет.

Позиционная система - значение каждой цифры зависит от её позиции (разряда) в числе. Например, привычная для нас 10-я система счисления - позиционная. Рассмотрим число 453. Цифра 4 обозначает количество сотен и соответствует числу 400, 5 - кол-во десяток и аналогично значению 50, а 3 - единиц и значению 3. Как видим - чем больше разряд - тем значение выше. Итоговое число можно представить, как сумму 400+50+3=453.

Однородная система - для всех разрядов (позиций) числа набор допустимых символов (цифр) одинаков. В качестве примера возьмем упоминавшуюся ранее 10-ю систему. При записи числа в однородной 10-й системе вы можете использовать в каждом разряде исключительно одну цифру от 0 до 9, таким образом, допускается число 450 (1-й разряд - 0, 2-й - 5, 3-й - 4), а 4F5 - нет, поскольку символ F не входит в набор цифр от 0 до 9.

Смешанная система - в каждом разряде (позиции) числа набор допустимых символов (цифр) может отличаться от наборов других разрядов. Яркий пример - система измерения времени. В разряде секунд и минут возможно 60 различных символов (от «00» до «59»), в разряде часов – 24 разных символа (от «00» до «23»), в разряде суток – 365 и т. д.

Непозиционные системы

Как только люди научились считать - возникла потребность записи чисел. В начале все было просто - зарубка или черточка на какой-нибудь поверхности соответствовала одному предмету, например, одному фрукту. Так появилась первая система счисления - единичная.
Единичная система счисления
Число в этой системе счисления представляет собой строку из черточек (палочек), количество которых равно значению данного числа. Таким образом, урожай из 100 фиников будет равен числу, состоящему из 100 черточек.
Но эта система обладает явными неудобствами - чем больше число - тем длиннее строка из палочек. Помимо этого, можно легко ошибиться при записи числа, добавив случайно лишнюю палочку или, наоборот, не дописав.

Для удобства, люди стали группировать палочки по 3, 5, 10 штук. При этом, каждой группе соответствовал определенный знак или предмет. Изначально для подсчета использовались пальцы рук, поэтому первые знаки появились для групп из 5 и 10 штук (единиц). Все это позволило создать более удобные системы записи чисел.

Древнеегипетская десятичная система
В Древнем Египте использовались специальные символы (цифры) для обозначения чисел 1, 10, 10 2 , 10 3 , 10 4 , 10 5 , 10 6 , 10 7 . Вот некоторые из них:

Почему она называется десятичной? Как писалось выше - люди стали группировать символы. В Египте - выбрали группировку по 10, оставив без изменений цифру “1”. В данном случае, число 10 называется основанием десятичной системы счисления, а каждый символ - представление числа 10 в какой-то степени.

Числа в древнеегипетской системе счисления записывались, как комбинация этих
символов, каждый из которых повторялся не более девяти раз. Итоговое значение равнялось сумме элементов числа. Стоит отметить, что такой способ получения значения свойственен каждой непозиционной системе счисления. Примером может служить число 345:

Вавилонская шестидесятеричная система
В отличии от египетской, в вавилонской системе использовалось всего 2 символа: “прямой” клин - для обозначения единиц и “лежачий” - для десятков. Чтобы определить значение числа необходимо изображение числа разбить на разряды справа налево. Новый разряд начинается с появления прямого клина после лежачего. В качестве примера возьмем число 32:

Число 60 и все его степени так же обозначаются прямым клином, что и “1”. Поэтому вавилонская система счисления получила название шестидесятеричной.
Все числа от 1 до 59 вавилоняне записывали в десятичной непозиционной системе, а большие значения - в позиционной с основанием 60. Число 92:

Запись числа была неоднозначной, поскольку не существовало цифры обозначающей ноль. Представление числа 92 могло обозначать не только 92=60+32, но и, например, 3632=3600+32. Для определения абсолютного значения числа был введен специальный символ для обозначения пропущенного шестидесятеричного разряда, что соответствует появлению цифры 0 в записи десятичного числа:

Теперь число 3632 следует записывать, как:

Шестидесятеричная вавилонская система - первая система счисления, частично основанная на позиционном принципе. Данная система счисления используется и сегодня, например, при определении времени - час состоит из 60 минут, а минута из 60 секунд.

Римская система
Римская система не сильно отличается от египетской. В ней для обозначения чисел 1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 используются заглавные латинские буквы I, V, X, L, C, D и M соответственно. Число в римской системе счисления - это набор стоящих подряд цифр.

Методы определения значения числа:

  1. Значение числа равно сумме значений его цифр. Например, число 32 в римской системе счисления имеет вид XXXII=(X+X+X)+(I+I)=30+2=32
  2. Если слева от большей цифры стоит меньшая, то значение равно разности между большей и меньшей цифрами. При этом, левая цифра может быть меньше правой максимум на один порядок: так, перед L(50) и С(100) из «младших» может стоять только X(10), перед D(500) и M(1000) - только C(100), перед V(5) - только I(1); число 444 в рассматриваемой системе счисления будет записано в виде CDXLIV = (D-C)+(L-X)+(V-I) = 400+40+4=444.
  3. Значение равно сумме значений групп и цифр, не подходящих под 1 и 2 пункты.
Помимо цифирных, существуют и буквенные (алфавитные) системы счисления, вот некоторые из них:
1) Славянская
2) Греческая (ионийская)

Позиционные системы счисления

Как упоминалось выше - первые предпосылки к появлению позиционной системы возникли в древнем Вавилоне. В Индии система приняла форму позиционной десятичной нумерации с применением нуля, а у индусов эту систему чисел заимствовали арабы, от которых её переняли европейцы. По каким-то причинам, в Европе за этой системой закрепилось название “арабская”.
Десятичная система счисления
Это одна из самых распространенных систем счисления. Именно её мы используем, когда называем цену товара и произносим номер автобуса. В каждом разряде (позиции) может использоваться только одна цифра из диапазона от 0 до 9. Основанием системы является число 10.

Для примера возьмем число 503. Если бы это число было записано в непозиционной системе, то его значение равнялось 5+0+3 = 8. Но у нас - позиционная система и значит каждую цифру числа необходимо умножить на основание системы, в данном случае число “10”, возведенное в степень, равную номеру разряда. Получается, значение равно 5*10 2 + 0*10 1 + 3*10 0 = 500+0+3 = 503. Чтобы избежать путаницы при одновременной работе с несколькими системами счисления основание указывается в качестве нижнего индекса. Таким образом, 503 = 503 10 .

Помимо десятичной системы, отдельного внимания заслуживают 2-, 8-, 16-ая системы.

Двоичная система счисления
Эта система, в основном, используется в вычислительной технике. Почему не стали использовать привычную нам 10-ю? Первую вычислительную машину создал Блез Паскаль, использовавший в ней десятичную систему, которая оказалась неудобной в современных электронных машинах, поскольку требовалось производство устройств, способных работать в 10 состояниях, что увеличивало их цену и итоговые размеры машины. Этих недостатков лишены элементы, работающие в 2-ой системе. Тем не менее, рассматриваемая система была создана за долго до изобретения вычислительных машин и уходит “корнями” в цивилизацию Инков, где использовались кипу - сложные верёвочные сплетения и узелки.

Двоичная позиционная система счисления имеет основание 2 и использует для записи числа 2 символа (цифры): 0 и 1. В каждом разряде допустима только одна цифра - либо 0, либо 1.

Примером может служить число 101. Оно аналогично числу 5 в десятичной системе счисления. Для того, чтобы перевести из 2-й в 10-ю необходимо умножить каждую цифру двоичного числа на основание “2”, возведенное в степень, равную разряду. Таким образом, число 101 2 = 1*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0 = 4+0+1 = 5 10 .

Хорошо, для машин 2-я система счисления удобнее, но мы ведь часто видим, используем на компьютере числа в 10-й системе. Как же тогда машина определяет какую цифру вводит пользователь? Как переводит число из одной системы в другую, ведь в её распоряжении всего 2 символа - 0 и 1?

Чтобы компьютер мог работать с двоичными числами (кодами), необходимо чтобы они где-то хранились. Для хранения каждой отдельной цифры применяется триггер, представляющий собой электронную схему. Он может находится в 2-х состояниях, одно из которых соответствует нулю, другое - единице. Для запоминания отдельного числа используется регистр - группа триггеров, число которых соответствует количеству разрядов в двоичном числе. А совокупность регистров - это оперативная память. Число, содержащееся в регистре - машинное слово. Арифметические и логические операции со словами осуществляет арифметико-логическое устройство (АЛУ). Для упрощения доступа к регистрам их нумеруют. Номер называется адресом регистра. Например, если необходимо сложить 2 числа - достаточно указать номера ячеек (регистров), в которых они находятся, а не сами числа. Адреса записываются в 8- и 16-ричной системах (о них будет рассказано ниже), поскольку переход от них к двоичной системе и обратно осуществляется достаточно просто. Для перевода из 2-й в 8-ю число необходимо разбить на группы по 3 разряда справа налево, а для перехода к 16-ой - по 4. Если в крайней левой группе цифр не достает разрядов, то они заполняются слева нулями, которые называются ведущими. В качестве примера возьмем число 101100 2 . В восьмеричной - это 101 100 = 54 8 , а в шестнадцатеричной - 0010 1100 = 2С 16 . Отлично, но почему на экране мы видим десятичные числа и буквы? При нажатии на клавишу в компьютер передаётся определённая последовательность электрических импульсов, причём каждому символу соответствует своя последовательность электрических импульсов (нулей и единиц). Программа драйвер клавиатуры и экрана обращается к кодовой таблице символов (например, Unicode, позволяющая закодировать 65536 символов), определяет какому символу соответствует полученный код и отображает его на экране. Таким образом, тексты и числа хранятся в памяти компьютера в двоичном коде, а программным способом преобразуются в изображения на экране.

Восьмеричная система счисления
8-я система счисления, как и двоичная, часто применяется в цифровой технике. Имеет основание 8 и использует для записи числа цифры от 0 до 7.

Пример восьмеричного числа: 254. Для перевода в 10-ю систему необходимо каждый разряд исходного числа умножить на 8 n , где n - это номер разряда. Получается, что 254 8 = 2*8 2 + 5*8 1 + 4*8 0 = 128+40+4 = 172 10 .

Шестнадцатеричная система счисления
Шестнадцатеричная система широко используется в современных компьютерах, например при помощи неё указывается цвет: #FFFFFF - белый цвет. Рассматриваемая система имеет основание 16 и использует для записи числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B. C, D, E, F, где буквы равны 10, 11, 12, 13, 14, 15 соответственно.

В качестве примера возьмем число 4F5 16 . Для перевода в восьмеричную систему - сначала преобразуем шестнадцатеричное число в двоичное, а затем, разбив на группы по 3 разряда, в восьмеричное. Чтобы преобразовать число в 2-е необходимо каждую цифру представить в виде 4-х разрядного двоичного числа. 4F5 16 = (100 1111 101) 2 . Но в 1 и 3 группах не достает разряда, поэтому заполним каждый ведущими нулями: 0100 1111 0101. Теперь необходимо разделить полученное число на группы по 3 цифры справа налево: 0100 1111 0101 = 010 011 110 101. Переведем каждую двоичную группу в восьмеричную систему, умножив каждый разряд на 2 n , где n - номер разряда: (0*2 2 +1*2 1 +0*2 0) (0*2 2 +1*2 1 +1*2 0) (1*2 2 +1*2 1 +0*2 0) (1*2 2 +0*2 1 +1*2 0) = 2365 8 .

Помимо рассмотренных позиционных систем счисления, существуют и другие, например:
1) Троичная
2) Четверичная
3) Двенадцатеричная

Позиционные системы подразделяются на однородные и смешанные.

Однородные позиционные системы счисления
Определение, данное в начале статьи, достаточно полно описывает однородные системы, поэтому уточнение - излишне.
Смешанные системы счисления
К уже приведенному определению можно добавить теорему: “если P=Q n (P,Q,n – целые положительные числа, при этом P и Q - основания), то запись любого числа в смешанной (P-Q)-ой системе счисления тождественно совпадает с записью этого же числа в системе счисления с основанием Q.”

Опираясь на теорему, можно сформулировать правила перевода из P-й в Q-ю системы и наоборот:

  1. Для перевода из Q-й в P-ю, необходимо число в Q-й системе, разбить на группы по n цифр, начиная с правой цифры, и каждую группу заменить одной цифрой в P-й системе.
  2. Для перевода из P-й в Q-ю, необходимо каждую цифру числа в P-й системе перевести в Q-ю и заполнить недостающие разряды ведущими нулями, за исключением левого, так, чтобы каждое число в системе с основанием Q состояло из n цифр.
Яркий пример - перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную. Возьмем двоичное число 10011110 2 , для перевода в восьмеричное - разобьем его справа налево на группы по 3 цифры: 010 011 110, теперь умножим каждый разряд на 2 n , где n - номер разряда, 010 011 110 = (0*2 2 +1*2 1 +0*2 0) (0*2 2 +1*2 1 +1*2 0) (1*2 2 +1*2 1 +0*2 0) = 236 8 . Получается, что 10011110 2 = 236 8 . Для однозначности изображения двоично-восьмеричного числа его разбивают на тройки: 236 8 = (10 011 110) 2-8 .

Смешанными системами счисления также являются, например:
1) Факториальная
2) Фибоначчиева

Перевод из одной системы счисления в другую

Иногда требуется преобразовать число из одной системы счисления в другую, поэтому рассмотрим способы перевода между различными системами.
Преобразование в десятичную систему счисления
Имеется число a 1 a 2 a 3 в системе счисления с основанием b. Для перевода в 10-ю систему необходимо каждый разряд числа умножить на b n , где n - номер разряда. Таким образом, (a 1 a 2 a 3) b = (a 1 *b 2 + a 2 *b 1 + a 3 *b 0) 10 .

Пример: 101 2 = 1*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0 = 4+0+1 = 5 10

Преобразование из десятичной системы счисления в другие
Целая часть:
  1. Последовательно делим целую часть десятичного числа на основание системы, в которую переводим, пока десятичное число не станет равно нулю.
  2. Полученные при делении остатки являются цифрами искомого числа. Число в новой системе записывают, начиная с последнего остатка.
Дробная часть:
  1. Дробную часть десятичного числа умножаем на основание системы, в которую требуется перевести. Отделяем целую часть. Продолжаем умножать дробную часть на основание новой системы, пока она не станет равной 0.
  2. Число в новой системе составляют целые части результатов умножения в порядке, соответствующем их получению.
Пример: переведем 15 10 в восьмеричную:
15\8 = 1, остаток 7
1\8 = 0, остаток 1

Записав все остатки снизу вверх, получаем итоговое число 17. Следовательно, 15 10 = 17 8 .

Преобразование из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную системы
Для перевода в восьмеричную - разбиваем двоичное число на группы по 3 цифры справа налево, а недостающие крайние разряды заполняем ведущими нулями. Далее преобразуем каждую группу, умножая последовательно разряды на 2 n , где n - номер разряда.

В качестве примера возьмем число 1001 2: 1001 2 = 001 001 = (0*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0) (0*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0) = (0+0+1) (0+0+1) = 11 8

Для перевода в шестнадцатеричную - разбиваем двоичное число на группы по 4 цифры справа налево, затем - аналогично преобразованию из 2-й в 8-ю.

Преобразование из восьмеричной и шестнадцатеричной систем в двоичную
Перевод из восьмеричной в двоичную - преобразуем каждый разряд восьмеричного числа в двоичное 3-х разрядное число делением на 2 (более подробно о делении см. выше пункт “Преобразование из десятичной системы счисления в другие”), недостающие крайние разряды заполним ведущими нулями.

Для примера рассмотрим число 45 8: 45 = (100) (101) = 100101 2

Перевод из 16-ой в 2-ю - преобразуем каждый разряд шестнадцатеричного числа в двоичное 4-х разрядное число делением на 2, недостающие крайние разряды заполняем ведущими нулями.

Преобразование дробной части любой системы счисления в десятичную

Преобразование осуществляется также, как и для целых частей, за исключением того, что цифры числа умножаются на основание в степени “-n”, где n начинается от 1.

Пример: 101,011 2 = (1*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0), (0*2 -1 + 1*2 -2 + 1*2 -3) = (5), (0 + 0,25 + 0,125) = 5,375 10

Преобразование дробной части двоичной системы в 8- и 16-ую
Перевод дробной части осуществляется также, как и для целых частей числа, за тем лишь исключением, что разбивка на группы по 3 и 4 цифры идёт вправо от десятичной запятой, недостающие разряды дополняются нулями справа.

Пример: 1001,01 2 = 001 001, 010 = (0*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0) (0*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0), (0*2 2 + 1*2 1 + 0*2 0) = (0+0+1) (0+0+1), (0+2+0) = 11,2 8

Преобразование дробной части десятичной системы в любую другую
Для перевода дробной части числа в другие системы счисления нужно обратить целую часть в ноль и начать умножение получившегося числа на основание системы, в которую нужно перевести. Если в результате умножения будут снова появляться целые части, их нужно повторно обращать в ноль, предварительно запомнив (записав) значение получившейся целой части. Операция заканчивается, когда дробная часть полностью обратится в нуль.

Для примера переведем 10,625 10 в двоичную систему:
0,625*2 = 1,25
0,250*2 = 0,5
0,5*2 = 1,0
Записав все остатки сверху вниз, получаем 10,625 10 = (1010), (101) = 1010,101 2

Система обеспечивает самосохранение благодаря взаимодействин частей, поэтому отношения между ними и их взаимовлияние намного важнее их числа или величины. Эти взаимосвязи, а значит и сама система, могут быть простыми или сложными.

Сложность чего бы то ни было может проявляться двумя различными путями. Называя что-либо сложным, мы, как правило, представляем себе очень много различных частей. Это сложность, вызванная детализацией, количеством рассматриваемых элементов. Когда перед нами мозаика, составленная из тысячи кусочков, мы имеем дело со сложностью детализации. Обычно нам удается найти способ упростить, сгруппировать и организовать такого рода сложную структуру, в которой для каждой детали есть только одно место. С такой задачей хорошо справляются компьютеры, особенно если она допускает пошаговое решение.

Сложность другого типа - динамическая. Она возникает в тех случаях, когда элементы могут вступать между собой в самые разнообразные отношения. Поскольку каждый из них способен пребывать во множестве различных состояний, то даже при небольшом числе элементов они могут быть соединены бессчетным множеством способов. Нельзя судить о сложности, руководствуясь количеством элементов, а не возможными способами их соединения. Далеко не всегда верно, что чем меньше элементов входит в систему, тем проще ее понять и контролировать. Все зависит от степени динамической сложности.

Представьте группу коллег, работающих над неким проектом в бизнесе. Настроение каждого члена команды очень изменчиво. Они могут находиться в разных отношениях между собой. Таким образом, система, даже состоящая из немногих элементов, способна обладать большой динамической сложностью. Ею, при ближайшем рассмотрении, могут отличаться проблемы, кажущиеся на первый шгляд очень простыми.

Новые связи между образующими систему частями увеличивают сложность, а появление еще одного элемента может привести к созданию множества дополнительных связей. При этом их количество увеличивается не на единицу. Число возможных связей может вырасти экспоненциально - иными словами, добавление каждого последующего элемента увеличивает количество связей в большей степени, чем добавление предыдущего. Например, представьте, что мы начинаем всего с двух элементов, А и В. Здесь |возможны только две связи и два направления влияния: А на В и В на А. Добавим еще один элемент. Теперь в системе три элемента: А, В и С. Число возможных связей, однако, выросло до 6 и даже до 12, если мы сочтем возможным, что два элемента вступают в союз и совместно влияют на третий (скажем, А и В влияют на С). Как видите, для создания динамически сложной системы нужно не так уж много элементов, даже если каждый может пребывать только в одном состоянии. Мы знаем по собственному опыту: руководить двумя людьми более чем вдвое сложнее, чем одним человеком, поскольку возникают дополнительные возможности для недоразумений, а с появлением второго ребенка у родителей больше чем в два раза прибавляется и хлопот, и радостей.


Простейшие системы состоят из малого числа элементов, между которыми возможны простые связи. Хорошим примером является термостат. У него невысокая сложность детализации и небольшая динамическая сложность.

Очень сложная система может состоять из множества элементов или подсистем, и все они способны пребывать в разных состояниях, которые будут меняться в ответ на то, что происходит с другими частями. Построить схему такого рода сложной системы - все равно что найти путь в лабиринте, который полностью изменяется в зависимости от избранного нами направления. Стратегические игры, например шахматы, обладают динамической сложностью, поскольку каждый ход меняет соотношение между фигурами и, соответственно, ситуацию на доске. (Динамическая сложность шахмат могла бы быть еще выше, если бы после каждого хода фигуры могли преображаться.)

Первый урок системного мышления заключается в том, что мы должны отдавать себе отчет в том, с какого рода сложностью мы имеем дело в данной системе - с детальной или с динамической (с мозаикой или с шахматами).

Работа системы определяется отношениями между элементами, поэтому любой, самый малый элемент может изменить поведение целого. Например, гипоталамус, небольшая, размером в горошину, железа, расположенная в мозгу человека, регулирует температуру тела, частоту дыхания, водный баланс и кровяное давление. Аналогично частота сердечных сокращений влияет на все тело. Когда она ускоряется, вы испытываете тревогу или возбуждение, а когда замедляется - успокаиваетесь.

Все части системы взаимозависимы и взаимодействуют между собой. От того, как они это делают, зависит их влияние на систему.

Отсюда следует любопытное правило: чем больше у вас связей, тем больше возможное влияние. Расширяя связи, вы его умножаете. Исследования показывают, что удачливые менеджеры отдают поддержанию и расширению связей вчетверо больше времени, чем их менее успешные коллеги. (2)

Разные элементы могут совместно влиять на целое. Различные группы людей объединяются, формируют альянсы для того, чтобы повлиять на деятельность властных структур, организаций, команд.

О сочетаниях с фазовыми глаголами см. §  .

Примечание 1. Та же сочетаемость (но с большими ограничениями для им. п. полной формы и особенно для кратких форм) представлена у причастий и деепричастий: пришедший , придя последним /последний , заговоривший , заговорив первым /первый ; стоя голый (Фед.; /стоя голым ); сделавшись весел /веселым , оставшись одиноким /одинок .

Примечание 2. В сказуемостных сочетаниях лежит больной (больная ), а также в сочетаниях с прил. один , одна , одни им. п. не заменяется тв. п.: Брат лежит больной ; Она живет одна .

Примечание 3. В предложениях со сказуемым - глаголом бытия, выявления, становления прилагательное, определяющее собою имя-подлежащее, по условиям актуального членения очень часто выносится в конец предложения (см. § ): Держалась холодная осень - Осень держалась холодная ; Стоят сильные морозы - Морозы стоят сильные , аналогично: День такой выдался (случился ) единственный ; Зима наступила долгая ; День шел воскресный ; Картина вырисовывается невеселая ; Метод применяется передовой ; Буря бушевала свирепая ; Решение принимается правильное ; На полочке с иконами мигала лампадка : вечер пришелся субботний (Малышк.); Галстук на белой сорочке лежал черный (Олеша). В подобных случаях позиция сказуемого оказывается занята глаголом вместе с вынесенным в конец предложения определением. Им. п. здесь не чередуется с тв. п. Однако характерно, что, оказавшись в актуализированной позиции, отдельные качественные прилагательные (горячий , теплый , жаркий , холодный , прохладный , морозный и некот. др.) обнаруживают тенденцию к такому чередованию: Выдался холодный день - День выдался холодный /холодным ; Стоит теплая весна - Весна стоит теплая /теплой .

2) Сказуемое представлено сочетанием знаменательного глагола, означающего бытие, обнаружение, мысль, отношение, восприятие, с существительным в форме тв. п.: Он вообразил себя героем ; Собеседник прикинулся добряком ; Засуха обернулась пожаром ; Подруга ждала его невестой два года ; Препарат лег первыми опытными крупицами на ладонь ученого (газ.); Он жил замечательным писателем и необыкновенным человеком и умер героем (Пауст.); Вагон ощущался плывущим штабом (Малышк.).

3) Сказуемое представлено сочетанием глагола, означающего пребывание в состоянии, выявление, называние, с существительным в форме им. п. или в форме тв. п., чередующейся с формой им. п.; форма тв. п. стилистически нейтральна; форма им. п. при таком чередовании может иметь оттенок устарелости: Хутор называется Выселками / Выселки ; Генералиссимус такой он лежит (Мейерхольд; /генералиссимусом ); А Вася славным парнем вырос (Лидин; /славный парень ).

4) Сказуемое представлено сочетанием глагола со знач. бытия, обнаружения, пребывания в состоянии или перехода в состояние, волеизъявления, мысли - с существительным в форме тв. п., заменяющимся формами других косвенных падежей или союзными группами: В министерстве он состоит консультантом /в качестве консультанта /как консультант /в консультантах , работает (решил , хочет работать ) строителем /как строитель /в качестве строителя , числится передовиком / в передовиках /в качестве передовика /среди передовиков , предлагает себя посредником /в посредники /в качестве посредника /как посредника , попал туда секретарем /в секретари /в качестве секретаря / как секретарь , служит таксистом /в таксистах , живет , служит сторожем /в сторожах , задумал себя художником /как художника (задумал себя как милого старого ворчуна . Кассиль), попросилась дояркой /в доярки , дед согласился идти сторожем /в сторожа , прочит (смеет прочить ) себя женихом /в женихи , считает себя гением /за гения , слывет знатоком / за знатока , побудь здесь хозяйкой /за хозяйку / в качестве хозяйки , очутился караульщиком / в караульщиках /за караульщика /в качестве караульщика , эти слова остаются напоминанием / как напоминание /в качестве напоминания , сабля хранится реликвией /как реликвия /в качестве реликвии , город возник силуэтом /как силуэт /в виде силуэта , книга выпускается брошюрой / как брошюра /в виде брошюры , дерево обозначилось неясным пятном /как неясное пятно ; Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей (Пауст.; /остался в памяти городом яблок и церквей ). С прилагательным: эта работа считается тяжелой /из тяжелых (Наверно , из самых тяжелых считалась эта работа . Лидин).

5) Сказуемое представлено сочетанием глагола, означающего приобретение или изменение состояния, волеизъявление, бытие, с существительным в косвенном падеже с предлогом: ушел из бригадиров , выбыл из участников , подался в подсобники , пробивается в начальники , вышел в руководители , навязывается , набивается в советчики , возводит себя в гении , выдал себя за ревизора , превратился в обывателя , вырос в руководителя , корчит барина , строит из себя , разыгрывает (из себя ) мецената , учится на инженера , на врача , этот служащий числится по канцелярии , по нашему ведомству ; Жизнь , движенье разрешились В сумрак зыбкий , в дальний гул (Тютч.); Волки измельчали в сторожей (Солоух.).

6) Сказуемое представлено сочетанием глагола со знач. бытия, пребывания в состоянии, движения, обнаружения и косвенного падежа имени с предлогом; такое сказуемое заключает в себе характеристику эпизодического состояния субъекта: сидит с кислой миной , улегся спать в одежде , ходит с мрачной физиономией , проснулся в холодном поту ; Да ведь не могла же я знать , что он придет с укушенным пальцем (Дост.).

7) Сказуемое представлено глагольным словосочетанием с субъектным инфинитивом (см. § ): собирается (думает , хочет , может ...) поехать , привык (научился , устал ) работать , не замедлил (не преминул , не удосужился ) прийти . Если примыкающий инфинитив, в свою очередь, связан с зависящим от него словом одной из тех связей, которые описаны выше в п. 1-5, то все соответствующее сочетание входит в состав сказуемого: Одной картины я желал быть вечно зритель (Пушк .); решила остаться одна , не хочет навязываться в приятели , решил работать строителем , хочет показать себя образованным , может вообразить себя героем , отказывается выдавать себя за другого , умейте быть добрыми , надумал попробовать начать учиться рисовать , решил согласиться выступить оппонентом .

О сочетаниях со стал (стал работать , стал приходить первым , станет навязываться в советчики ) см. §  .

2) Сказуемое представлено лексически ограниченным сочетанием двух спрягаемых форм глаголов, из которых один означает движение или пребывание в состоянии, положение в пространстве: сидеть , стоять , идти , бежать , ходить , лежать (или мотивированные ими); другой глагол лексически свободен: сидит шьет , стоит дожидается , успокаивают приходят , лежит охает , ворчит ходит , зайду проведаю , спите ложитесь , посидим отдохнем , сижу смотрю телевизор , он мне здесь мешает стоит , идет шатается ; Поедем съездим за дровишками (Шукш.); Секретари сидели - глаза поднять не смели (Абр.).

Глаголы в таком сочетании могут называть и следующие друг за другом действия: Сейчас же бегу напишу письмо (Дост.); иди извинись .

При препозиции лексически ограниченного глагола здесь нормальна связь при помощи союзов и , да : лежит и думает , сидит и плачет , иду и радуюсь , стоит да смеется ; [Осип :] Профинтил дорогою денежки , голубчик , теперь сидит и хвост подвернул , не горячится (Гоголь); Садись -ка один из вас и пиши , что я говорить буду (Леск.). Сюда же относятся такие сочетания, как лег и лежит , сел и сидит , сядь и сиди , встань и стой .

Примечание . О синтаксической целостности сочетаний, описанных в п. 2, свидетельствует то, что управляемое имя при них может непосредственно соседствовать не с управляющим глаголом, а с глаголом движения или состояния: Смотрю сижу телевизор ; Обо мне сидит плачет ; Над тобой стоят смеются ; Ревизор акт сидит пишет ; Я им задачки прихожу объясняю ; Я в щелку подхожу гляжу поминутно (Дост.); А спросили бы его , о чем он это стоял и думал , то наверно бы ничего не припомнил (Дост.); Ногой сижу мотаю (Бунин); А он ишь какие суеверия сидит разводит (Бунин); О силе стоят толкуют (Шукш.); А Егора на взгорке стояла и ждала Люба (Шукш.).

3) Сказуемое представлено бессоюзным сочетанием двух глаголов, означающим сопутствующие друг другу или тесно связанные одно с другим действия или состояния: Отец тебя кормит -поит , обувает -одевает ; Ординарец и коней им запрягает -распрягает (Залыг.).

3) В форме прош. вр. вариантом сказуемого являются сочетания форм прош. или буд. вр. глагола сов. вида с наречием как : как закричала !; как закричит ! Таким сказуемым выражается внезапное, интенсивное и напряженное недлительное действие (см. § Швандя:] Бородища - во ! Волосья - тоже . Как зыкнет ! (Трен.).

4) Сказуемое, которое образуется сочетанием инфинитива с начинательным глаголом или с глаголом стать (начал плакать , принялся хохотать , стал спорить ), в качестве варианта имеет собственно инфинитив или сочетание "давай + инфинитив", выражающие быстрое и энергичное начало действия в прошлом: Она (давай ) хохотать . Он (давай ) спорить . В конситуации сказуемое-инфини-тив может обозначать также настоящее или будущее действие: Другой бы пожалел , расспросил , а этот только ругаться и об себе думать (Л. Толст.); Он тебя бить , а ты стой на своем (Леск.). Окказионально замена спрягаемой формы глагола инфинитивом возможна и в форме побудит. накл.: И в гневе крикнула Брингильда : "Все молчать ! Чего хотите вы , болтливые созданья ?" (Анн.).

О сказуемых с частицами было , бывало (пошел было , ходил бывало ) см. §  .

[София :] Упреков , жалоб , слез моих Не смейте ожидать , не стоите вы их ; Но чтобы в доме здесь заря вас не застала , Чтоб никогда о вас я больше не слыхала (Гриб.); [Сказала], что это ее грузди , что она нашла их и что пусть мы ищем другой слой (Акс.); Ну , сделал пошлость - ну , и раскайся ! Попроси прощения ! простите , мол , душенька -папенька , что вас огорчил ! (С.-Щ.); А покуда пускай топорик у меня полежит ! (С.-Щ.); - Нет , - говорю , - деньги дело не важное , но я не желаю быть тобою одурачен . Пусть мы с нею увидимся , и я ей самой , может быть , еще больше дам (Леск.); Я не хочу ни горечи , ни мщенья , Пускай умру с последней белой вьюгой (Ахм.); Да обретут мои уста Первоначальную немоту , Как кристаллическую ноту , Что от рождения чиста ! (Мандельшт.); Пускай моим уделом Бродяжничество будет и беспутство . Пускай голодным я стою у кухонь , Вдыхая запах пиршества чужого , Пускай истреплется моя одежда , И сапоги о камни разобьются , И песни разучусь я сочинять ... Что из того ? (Багр.); Что ж , громыхай , запятая и точка , бейте , литавры , бесчинствуй , набат ! (Смел.); Теки , Нева , назад , подыми с улиц осклизлые торцы дыбом , выброси баржи на улицы , строй , вода , баррикады ! (Шкл.); Снишься -то ... Снись хошь почаще (Шукш.); Да не иссякнет грома клокотанье И солнечная песенка шмеля ! (Фирсов); Прошла война , прошла страда , Но боль взывает к людям : Давайте , люди , никогда Об этом не забудем (Твард.). Примеры см. также в §  .

Об употреблении в таких предложениях подлежащего см. §  .

В разговорной и непринужденной, экспрессивной речи при подлежащем (или при обращении) - имени в форме мн. ч. возможно употребление сказуемого - глагола в форме ед. ч.: - Ну , так стой , погоди , ребята , - продолжал Догадун , - разгадай задачу ... А вы все , ребята , тоже не дреми ! (Бунин); Розовые губы , витой чубук . Синие гусары - пытай судьбу (Асеев); Самец вращает головою и вправо , и влево , издавая гортанные звуки . Это , видимо , означает : расплывись все в стороны (газ.).

У предложений с глаголами начать , кончить , взять , взяться , пойти , поехать , полететь и некот. др. при императивной интонации (ИК-2 или ИК-3) значение побуждения может приобретать форма прош. вр.: Кончили разговоры !; Взяли !; Поехали ! (см. § ).

При императивной интонации значение побуждения может приобретать форма буд. вр. (с глаголом в форме 2 или 3 л.): Поедешь со мной !; Будет учиться !; Возьмешь книгу и сейчас же отнесешь ее в библиотеку !. (см. §  .