Табличные информационные модели. Табличные информационные модели (9 класс) Парное свойство подчеркивают тройной линией
Табличные информационные
7 класс
Выполнила презентацию
учитель информатики
Кулик Е.Н.
Хронологические таблицы
Основные даты в истории компьютеров
Дата
Событие
3000 г. до н.э.
1642 г.
Счеты в Китае
Суммирующая машина Паскаля
1694 г.
1801 г.
Счетная машина Лейбница
Перфокарты Жаккара
1830-е годы
1890 г.
Программируемая машина Бэббиджа
Счетная машина Холлерита
1946 г.
1948 г.
Первая ЭВМ
Изобретение транзистора
1964 г.
Появление интегральных схем
Примеры объектов, обладающих одинаковыми
наборами свойств
Укажите объекты и одинаковые свойства объектов
Национальный костюм
Страна
Испания
Тип платья
Россия
Головной убор
Инструмент
Мантилья,
кофья-де-папос
Индия
кастаньеты
Сари, чоли
Кокошник, платок
Балалайка,
гармошка
Информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима.
Структура таблицы
Табличный номер
- Табличный номер
- Табличный номер
- Табличный номер
- Табличный номер
Общий заголовок таблицы
- Общий заголовок таблицы
- Общий заголовок таблицы
- Общий заголовок таблицы
- Общий заголовок таблицы
Наименование граф (верхний заголовок)
Наименование строк (боковик или боковой заголовок)
Правила оформления таблицы:
- Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
- Заголовки граф и строк должны быть краткими.
- В таблице должны быть указаны единицы измерения.
- Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? – данные неизвестны;
Х – данные невозможны;
Данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Для составления табличной модель, необходимо:
- Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значение свойств объектов;
- Уточнить структуру таблицы;
- «Заселить таблицу», перенеся в нее информацию из текста.
При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями.
Имена объектов - _________ (прямой линией),
имена свойств – (двойной линией),
а значения свойств – _ _ _ _ _ _ (пунктирной линией).
Например:
Столица Франции – Париж
Глубина озера 3 м.
Имя девочки – Маша.
Парное свойство подчеркивают тройной линией.
Например:
Расстояние от Москвы до Чебоксар – 600 км.
У Славы по истории оценка «четыре».
Типы таблиц
Источники:
- Информатика: Учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с., ISBN: 978-5-9963-0092-1
- http://www.lit.msu.ru/ru/new/study (графики, схемы)
- http://images.yandex.ru (картинки)
Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область
Тема «Табличные информационные модели»
7 класс (УМК Л.Л. Босовой)
Цели урока:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;
упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;
систематизация полученных знаний.
Развивающие:
развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков .
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
Ноутбуки;
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
Презентация 7_2.5.1 «Табличные информационные модели».
Основные понятия:
модель,
информационная модель,
знаковая информационная модель,
табличная информационная модель.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Обсуждаются вопросы:
Что такое модель?
Что такое моделирование?
Какие модели называют натурными?
Какие модели называют информационными?
Какие существуют виды информационных моделей?
Какие информационные модели наиболее распространены в общении?
В каких случаях вместо текстовых описаний лучше использовать списки
(нумерованные, маркированные, многоуровневые)?
Почему естественный язык не всегда пригоден для создания информационных
моделей?
2. Обсуждение результатов выполнения заданий №1-4 в учебнике:
1) Ответ: скорость распространения звука в зимний день при температуре – 35 0 С равна 310 м/сек, а в летний день – при температуре + 30 0 С равна 352 м/сек.
2а) Ответ: количество дней вычисляется по формуле: .
2б ) Ответ: время, через которое встретятся велосипедисты вычисляется по формуле: минут.
3) Ответ: время вычисляется на основании формулы. Так как t = 8 часов, B = 24 часа, то = =12 часов.
4) Ответ: провода точно хватит для разметки клумбы г) и не хватит на вариант б). При решении вариантов а) и в) нужно мысленно «разогнуть ступеньки» и убедиться, что в каждом из этих случаев получается прямоугольник 6*10, а, следовательно, провода достаточно.
2) Объяснение нового материала: Табличные информационные модели. § 2.5.1.
(Сопровождается показом презентации 7_2.5.1_ Табличные информационные модели»)
Объяснение нового материала организовано в форме беседы, поддерживаемой демонстрацией презентации « Табличные информационные модели» (слайды 2- 4). Желательно в максимально возможной степени задействовать имеющийся опыт школьников по использованию табличных информационных моделей. Важно подвести учеников к выводу, что информация, представленная в таблице, наглядна, компактна и легко обозрима.
Ученики должны рассмотреть рисунки и указать объекты и одинаковые свойства объектов (Слайд 5). На рисунках изображены девушки в национальных костюмах (испанский, русский, индийский). У каждого костюма есть платье, головной убор и музыкальные инструменты.
Составить таблицу «Национальные костюмы» (Слайд 6.)
Подчеркнуть, что информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима.
Привести примеры табличных информационных моделей (таблиц), в которых информация наглядна, компактна, легко обозрима. (Слайд 7).
Особое внимание следует обратить на правила оформления таблиц. В дальнейшем необходимо строго следовать этим правилам. (Слайд 9-11).
Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.
3) Физкультминутка.
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
Продолжительность 1-2 минуты.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)
4) Практическая работа.
Практическая часть урока (задания №1 и №2 работы №6 «Создание табличных моделей») посвящена формированию навыков создания и форматирования таблиц.
При выполнении задания №1 «Великаны» важно следить за тем, чтобы ученики не создавали пять разных таблиц, а редактировали первую таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя автоформатирование и реализуя сортировку данных.
В задании №2 «Природа России» ученики не только отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.
5) Домашнее задание
§ 2.5 (стр. 58-60); Ответы на вопросы №№ 1 – 6 (стр. 69)
6) Рефлексия
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Литература
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN: 978-5-9963-0092-1..
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Табличные информационные модели Структура и правила оформления таблицы
Правильно оформленная таблица имеет структуру: Табличный номер Общий заголовок таблицы Наименование граф Наименование строк ячейка графа строка
Простые таблицы Таблицы типа «объекты - свойства» (ОС) Таблица типа «объекты - свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. Общий вид таблицы типа ОС: Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя свойства 2 … Имя объекта 1 Имя объекта 2 … Значение свойства объекта
пример Ученики 2-го «в» Ученик Год рождения Рост (см) Вес (кг) Иванов Петя Петров Ваня Рыжков Коля
Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Простые таблицы Таблицы типа «объекты - объекты » (ОО) Таблица типа «объекты - бъекты » - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ОО: Значение свойства пары объектов
пример Оценки по информатике учеников 7 класса Ученик Период обучения 1 четверть 2 четверть 1-е полугодие Бутин Дима 4 5 5 Голубев Миша 4 4 4 Куликов Иван 5 5 5
Сложные таблицы Таблица типа « объекты-объекты-несколько » (ООН) Таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ООН:
Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Значения свойств пар объектов
Оценки за полугодия и за год Фамилия Предмет Русский язык Математика … I II Год I II Год Бутин Дима Голубев Миша Куликов Иван пример
Сложные таблицы Таблица типа «объекты-свойства-объекты» (ОСО) Таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов. Общий вид таблицы типа ОСО:
Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства Названия индивидуальных свойств Название класса объектов, для которых есть только парные свойства Названия объекта из 1-й пары Названия объекта из 2-й пары Названия объекта из 3-й пары … Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов … Названия объектов Значения свойств
пример Успеваемость учеников 4-го «в» Предмет Учитель Количество уроков в учебном году Ученик Иванов Петя Петров Ваня I полугодие II полугодие Год I полугодие II полугодие Год Русский язык Кошкина А.Б. 160 Математика Кузнецов В.Г. 160 Природоведение Сидорова Д.Е. 64
Правила заполнения таблицы 1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации. 2. Заголовки граф и строк должны быть краткими. 3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. 4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки: ? – данные неизвестны; – данные невозможны; – данные невозможны; – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки. – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. Таблицы типа «Объект-свойство»
Примеры таблиц типа «объект-свойство» АвторНазваниеГодПолка 1 Беляев А.Р. Человек Амфибия Кервуд Д. Бродяги севера Тургенев И.С. Повести и рассказы Олеша Ю.К. Избранное19875 Домашняя библиотека (объекты-книги, свойства -, автор, название, год издания, полка)
Примеры таблиц типа «объект-свойство» ДеньОсадкиТемператураДавление Влажность (%) Снег-3, Без осадков Туман1, Дождь3, Информационная модель процесса изменения состояния погоды
Таблицы типа «Объект-объект» Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса. На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса.
Примеры таблиц типа «объект-объект» УченикиРусскийАлгебраХимияФизика Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Успеваемость (объекты разных классов: ученики и предметы)
Таблицы типа «двоичная матрица» Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач. Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач.
Примеры таблиц типа «двоичная матрица» УченикиКомпьютерГеологияТанцыМузыка Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Увлечения, хобби (1 – да, 0 – нет)
Примеры таблиц типа «двоичная матрица» Серверы сети С1С2С3С4С5 С С С С С По двоичной матрице определите, какой сервер является узловым, если он непосредственно должен быть связан со всеми остальными серверами.
Решение логических задач с помощью таблиц ДМ Задача: Задача: В школе учатся 4 подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. О них известно следующее: 1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. 2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. 3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. 4. Иван не любит баскетбол. Кто чем увлекается?
Решение задачи ФутболистБаскетболистЛегкоатлетХоккеист Иван10 -(из п.4)0 - (из п.1)0 - (из п.3) Петр00 - (из п.2)1 Алексей000 - (из п.1)1 Андрей (из п.3)
Табличные информационные модели
Презентацию выполнила:
учитель информатики
МБОУ - Гулёвской ООШ Клинцовского района
Брянской области
АНТОНЕНКО МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Цели:
- 1. Изучить таблицы типа «объект-свойство»
- 3. Познакомиться с двоичными матрицами
Что такое модель?
Один оригинал – одна модель?
- материальная точка
Зачем нужно много моделей?
изучение строения тела
примерка одежды
изучение наследственности
тренировка спасателей
учет граждан страны
Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования. Что такое моделирование? Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной) Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект : корабль, комета, живая клетка; явление природы : гроза, солнечное затмение; процесс : полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое. Дайте определение формализации. Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе. 1) Как называется упрощенное представление реального объекта?
- оригинал;
- прототип;
- модель;
- система.
2) Процесс построения моделей называется:
- моделирование;
- конструирование;
- экспериментирование;
- проектирование.
Когда используют моделирование?
3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
- график;
- схема;
- чертеж;
- таблица.
Кроме информационных,
какими бывают модели по природе?
4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?- материальные;
- информационные;
- предметные;
- словесные;
- макет;
- определение;
- чертеж;
- А+В+С=180°, АВ2=АС2+ВС2.
Модели по структуре
- табличные модели (пары соответствия)
- иерархические (многоуровневые) модели
- сетевые модели (графы)
Директор
Главный инженер
Главный бухгалтер
С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) Задача: С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет.
Затраты на посадку 1 га садов и ягодников
в центральных областях России в 1980 г.
Графические информационные модели (схема, структура, график) Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы. Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое. График – это модель процесса.Это рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и так далее. Они помогают нам быстро и понятно донести информацию до слушателя.
Наглядные формы представления информации
Табличные информационные модели1. Таблицы типа «объект-свойство»
2. Таблицы типа «объект-объект»
3. Двоичные матрицы
Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Домашняя библиотека Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Погода Таблицы типа «объект-объект» Таблица. Успеваемость Строки относятся к ученикам – это первый вид объектов, столбцы – к школьным предметам – второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету. Таблицы типа «объект-объект» Таблица. Дороги В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами
Подгорная |
|||||
Подгорная |
|||||
Таблица. Факультативы
В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль – непосещение.
В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами.
Табличный способ решения логических задач
Миша не умеет плавать и никогда не играл в волейбол. А Аня заняла в прошлом году первое место по плаванию среди девочек. Оля не играет в футбол. Определите какую спортивную секцию посещает каждый из учеников?
Подведение итогов Что вы сегодня узнали нового? В чем состоит удобство табличного представления информации? Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?
Подведём итог урока:
Задача1:
Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.
Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
ПРЕДСТАВЬТЕ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ
Домашнее задание:
Цена, мон |
Незнайка |
Торопыжкин |
Пилюлькин |
||||||||
Ст-ть мон |
Ст-ть мон |
Ст-ть мон |
Ст-ть мон |
Ст-ть мон |
|||||||
Газировка, л |
|||||||||||
Касторка, л |
|||||||||||
Задача2:
Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.
Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?
Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?
Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?