Табличные информационные модели. Табличные информационные модели (9 класс) Парное свойство подчеркивают тройной линией

Табличные информационные

7 класс

Выполнила презентацию

учитель информатики

Кулик Е.Н.



Хронологические таблицы

Основные даты в истории компьютеров

Дата

Событие

3000 г. до н.э.

1642 г.

Счеты в Китае

Суммирующая машина Паскаля

1694 г.

1801 г.

Счетная машина Лейбница

Перфокарты Жаккара

1830-е годы

1890 г.

Программируемая машина Бэббиджа

Счетная машина Холлерита

1946 г.

1948 г.

Первая ЭВМ

Изобретение транзистора

1964 г.

Появление интегральных схем



Примеры объектов, обладающих одинаковыми

наборами свойств

Укажите объекты и одинаковые свойства объектов


Национальный костюм

Страна

Испания

Тип платья

Россия

Головной убор

Инструмент

Мантилья,

кофья-де-папос

Индия

кастаньеты

Сари, чоли

Кокошник, платок

Балалайка,

гармошка

Информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима.



Структура таблицы

Табличный номер

  • Табличный номер
  • Табличный номер
  • Табличный номер
  • Табличный номер

Общий заголовок таблицы

  • Общий заголовок таблицы
  • Общий заголовок таблицы
  • Общий заголовок таблицы
  • Общий заголовок таблицы

Наименование граф (верхний заголовок)

Наименование строк (боковик или боковой заголовок)


Правила оформления таблицы:

  • Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  • Заголовки граф и строк должны быть краткими.
  • В таблице должны быть указаны единицы измерения.
  • Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:

? – данные неизвестны;

Х – данные невозможны;

Данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.


Для составления табличной модель, необходимо:

  • Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значение свойств объектов;
  • Уточнить структуру таблицы;
  • «Заселить таблицу», перенеся в нее информацию из текста.

При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями.

Имена объектов - _________ (прямой линией),

имена свойств – (двойной линией),

а значения свойств – _ _ _ _ _ _ (пунктирной линией).


Например:

Столица Франции – Париж

Глубина озера 3 м.

Имя девочки – Маша.

Парное свойство подчеркивают тройной линией.

Например:

Расстояние от Москвы до Чебоксар – 600 км.

У Славы по истории оценка «четыре».


Типы таблиц


Источники:

  • Информатика: Учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с., ISBN: 978-5-9963-0092-1
  • http://www.lit.msu.ru/ru/new/study (графики, схемы)
  • http://images.yandex.ru (картинки)

Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область

Тема «Табличные информационные модели»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

    систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

    расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;

    упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;

    систематизация полученных знаний.

Развивающие:

    развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

    воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков .

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

    Ноутбуки;

    Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

    Презентация 7_2.5.1 «Табличные информационные модели».

Основные понятия:

    модель,

    информационная модель,

    знаковая информационная модель,

    табличная информационная модель.

Ход урока

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала

    Обсуждаются вопросы:

Что такое модель?

Что такое моделирование?

Какие модели называют натурными?

Какие модели называют информационными?

Какие существуют виды информационных моделей?

Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

В каких случаях вместо текстовых описаний лучше использовать списки

(нумерованные, маркированные, многоуровневые)?

Почему естественный язык не всегда пригоден для создания информационных

моделей?

2. Обсуждение результатов выполнения заданий №1-4 в учебнике:

1) Ответ: скорость распространения звука в зимний день при температуре – 35 0 С равна 310 м/сек, а в летний день – при температуре + 30 0 С равна 352 м/сек.

2а) Ответ: количество дней вычисляется по формуле: .

) Ответ: время, через которое встретятся велосипедисты вычисляется по формуле: минут.

3) Ответ: время вычисляется на основании формулы. Так как t = 8 часов, B = 24 часа, то = =12 часов.

4) Ответ: провода точно хватит для разметки клумбы г) и не хватит на вариант б). При решении вариантов а) и в) нужно мысленно «разогнуть ступеньки» и убедиться, что в каждом из этих случаев получается прямоугольник 6*10, а, следовательно, провода достаточно.

2) Объяснение нового материала: Табличные информационные модели. § 2.5.1.

(Сопровождается показом презентации 7_2.5.1_ Табличные информационные модели»)

Объяснение нового материала организовано в форме беседы, поддерживаемой демонстрацией презентации « Табличные информационные модели» (слайды 2- 4). Желательно в максимально возможной степени задействовать имеющийся опыт школьников по использованию табличных информационных моделей. Важно подвести учеников к выводу, что информация, представленная в таблице, наглядна, компактна и легко обозрима.

Ученики должны рассмотреть рисунки и указать объекты и одинаковые свойства объектов (Слайд 5). На рисунках изображены девушки в национальных костюмах (испанский, русский, индийский). У каждого костюма есть платье, головной убор и музыкальные инструменты.

Составить таблицу «Национальные костюмы» (Слайд 6.)

Подчеркнуть, что информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима.

Привести примеры табличных информационных моделей (таблиц), в которых информация наглядна, компактна, легко обозрима. (Слайд 7).

Особое внимание следует обратить на правила оформления таблиц. В дальнейшем необходимо строго следовать этим правилам. (Слайд 9-11).

Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.

3) Физкультминутка.

    Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

    Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

    Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

    Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

Практическая часть урока (задания №1 и №2 работы №6 «Создание табличных моделей») посвящена формированию навыков создания и форматирования таблиц.

При выполнении задания №1 «Великаны» важно следить за тем, чтобы ученики не создавали пять разных таблиц, а редактировали первую таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя автоформатирование и реализуя сортировку данных.

В задании №2 «Природа России» ученики не только отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.

5) Домашнее задание

§ 2.5 (стр. 58-60); Ответы на вопросы №№ 1 – 6 (стр. 69)

6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

    Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

    Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

    Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

    Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN: 978-5-9963-0092-1..

    Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Табличные информационные модели Структура и правила оформления таблицы

Правильно оформленная таблица имеет структуру: Табличный номер Общий заголовок таблицы Наименование граф Наименование строк ячейка графа строка

Простые таблицы Таблицы типа «объекты - свойства» (ОС) Таблица типа «объекты - свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. Общий вид таблицы типа ОС: Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя свойства 2 … Имя объекта 1 Имя объекта 2 … Значение свойства объекта

пример Ученики 2-го «в» Ученик Год рождения Рост (см) Вес (кг) Иванов Петя Петров Ваня Рыжков Коля

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Простые таблицы Таблицы типа «объекты - объекты » (ОО) Таблица типа «объекты - бъекты » - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ОО: Значение свойства пары объектов

пример Оценки по информатике учеников 7 класса Ученик Период обучения 1 четверть 2 четверть 1-е полугодие Бутин Дима 4 5 5 Голубев Миша 4 4 4 Куликов Иван 5 5 5

Сложные таблицы Таблица типа « объекты-объекты-несколько » (ООН) Таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ООН:

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Значения свойств пар объектов

Оценки за полугодия и за год Фамилия Предмет Русский язык Математика … I II Год I II Год Бутин Дима Голубев Миша Куликов Иван пример

Сложные таблицы Таблица типа «объекты-свойства-объекты» (ОСО) Таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов. Общий вид таблицы типа ОСО:

Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства Названия индивидуальных свойств Название класса объектов, для которых есть только парные свойства Названия объекта из 1-й пары Названия объекта из 2-й пары Названия объекта из 3-й пары … Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов … Названия объектов Значения свойств

пример Успеваемость учеников 4-го «в» Предмет Учитель Количество уроков в учебном году Ученик Иванов Петя Петров Ваня I полугодие II полугодие Год I полугодие II полугодие Год Русский язык Кошкина А.Б. 160 Математика Кузнецов В.Г. 160 Природоведение Сидорова Д.Е. 64







Правила заполнения таблицы 1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации. 2. Заголовки граф и строк должны быть краткими. 3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. 4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки: ? – данные неизвестны; – данные невозможны; – данные невозможны; – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки. – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.




Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. Таблицы типа «Объект-свойство»


Примеры таблиц типа «объект-свойство» АвторНазваниеГодПолка 1 Беляев А.Р. Человек Амфибия Кервуд Д. Бродяги севера Тургенев И.С. Повести и рассказы Олеша Ю.К. Избранное19875 Домашняя библиотека (объекты-книги, свойства -, автор, название, год издания, полка)


Примеры таблиц типа «объект-свойство» ДеньОсадкиТемператураДавление Влажность (%) Снег-3, Без осадков Туман1, Дождь3, Информационная модель процесса изменения состояния погоды




Таблицы типа «Объект-объект» Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса. На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса.


Примеры таблиц типа «объект-объект» УченикиРусскийАлгебраХимияФизика Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Успеваемость (объекты разных классов: ученики и предметы)






Таблицы типа «двоичная матрица» Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач. Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач.


Примеры таблиц типа «двоичная матрица» УченикиКомпьютерГеологияТанцыМузыка Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Увлечения, хобби (1 – да, 0 – нет)


Примеры таблиц типа «двоичная матрица» Серверы сети С1С2С3С4С5 С С С С С По двоичной матрице определите, какой сервер является узловым, если он непосредственно должен быть связан со всеми остальными серверами.


Решение логических задач с помощью таблиц ДМ Задача: Задача: В школе учатся 4 подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. О них известно следующее: 1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. 2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. 3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. 4. Иван не любит баскетбол. Кто чем увлекается?




Решение задачи ФутболистБаскетболистЛегкоатлетХоккеист Иван10 -(из п.4)0 - (из п.1)0 - (из п.3) Петр00 - (из п.2)1 Алексей000 - (из п.1)1 Андрей (из п.3)

Табличные информационные модели

Презентацию выполнила:

учитель информатики

МБОУ - Гулёвской ООШ Клинцовского района

Брянской области

АНТОНЕНКО МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Цели:

  • 1. Изучить таблицы типа «объект-свойство»
  • 3. Познакомиться с двоичными матрицами

Что такое модель?

Один оригинал – одна модель?

  • материальная точка

Зачем нужно много моделей?

изучение строения тела

примерка одежды

изучение наследственности

тренировка спасателей

учет граждан страны

Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования. Что такое моделирование? Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной) Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект : корабль, комета, живая клетка; явление природы : гроза, солнечное затмение; процесс : полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое. Дайте определение формализации. Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе. 1) Как называется упрощенное представление реального объекта?

  • оригинал;
  • прототип;
  • модель;
  • система.

2) Процесс построения моделей называется:

  • моделирование;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • проектирование.

Когда используют моделирование?

3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:

  • график;
  • схема;
  • чертеж;
  • таблица.

Кроме информационных,

какими бывают модели по природе?

4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
  • материальные;
  • информационные;
  • предметные;
  • словесные;
5) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является:
  • макет;
  • определение;
  • чертеж;
  • А+В+С=180°, АВ2=АС2+ВС2.

Модели по структуре

  • табличные модели (пары соответствия)
  • иерархические (многоуровневые) модели
  • сетевые модели (графы)

Директор

Главный инженер

Главный бухгалтер

С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) Задача: С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет.

Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 году. Построить модель, которая помогла бы более наглядно представить себе эту картину. Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г. Оплата труда при посадке крыжовника - 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники - 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины - 585 руб. Материал на шпалеру при посадке малины - 780 руб. Горючее, ядохи-микаты и гербициды для посадки черной смородины - 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники - 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины - 150 руб. Удоб-рения при посадке малины - 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника - 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины - 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника - 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники - 584 руб. Оплата труда при посадке малины - 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника - 92 руб. Удобрения при посадке земляники - 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины - 260 руб. Посадочный материал при посадке малины - 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники - 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника - 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины - 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины - 474 руб.

Затраты на посадку 1 га садов и ягодников

в центральных областях России в 1980 г.

Графические информационные модели (схема, структура, график) Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы. Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое. График – это модель процесса.

Это рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и так далее. Они помогают нам быстро и понятно донести информацию до слушателя.

Наглядные формы представления информации

Табличные информационные модели

1. Таблицы типа «объект-свойство»

2. Таблицы типа «объект-объект»

3. Двоичные матрицы

Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Домашняя библиотека Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Погода Таблицы типа «объект-объект» Таблица. Успеваемость Строки относятся к ученикам – это первый вид объектов, столбцы – к школьным предметам – второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету. Таблицы типа «объект-объект» Таблица. Дороги В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами

Подгорная

Подгорная

Двоичные матрицы В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы Дороги представляет собой двоичную матрицу Двоичные матрицы

Таблица. Факультативы

В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль – непосещение.

В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами.

Табличный способ решения логических задач

Миша не умеет плавать и никогда не играл в волейбол. А Аня заняла в прошлом году первое место по плаванию среди девочек. Оля не играет в футбол. Определите какую спортивную секцию посещает каждый из учеников?

Подведение итогов Что вы сегодня узнали нового? В чем состоит удобство табличного представления информации? Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?

Подведём итог урока:

Задача1:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

ПРЕДСТАВЬТЕ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ

Домашнее задание:

Цена, мон

Незнайка

Торопыжкин

Пилюлькин

Ст-ть мон

Ст-ть мон

Ст-ть мон

Ст-ть мон

Ст-ть мон

Газировка, л

Касторка, л

Задача2:

Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.

Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?

Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?

Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?