Среда программирования паскаль презентация. Язык программированияABC Pascal презентация к уроку по информатике и икт на тему. Команда uses – использование, откроется в отдельном окне

Описание слайда:

Система Pascal ABC Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. По мнению авторов первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным по возможностям языка программирования и иметь достаточно богатые и современные библиотеки стандартных подпрограмм. Язык Паскаль признан многими российскими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения. Однако, среда Borland Pascal, ориентированная на MS DOS, устарела, а среда Borland Delphi с ее богатыми возможностями сложна для начинающего программиста. Так, попытка начинать обучение с написания событийной программы в Borland Delphi вызывает у обучаемого массу сложностей и приводит к ряду неправильно сформированных навыков.Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции в Pascal ABC допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения. Например, в модулях может отсутствовать разделение на секцию интерфейса и секцию реализации. В этом случае модули устроены практически так же, как и основная программа, что позволяет приступить к их изучению параллельно с темой "Процедуры и функции". Тела методов можно определять непосредственно внутри классов (в стиле Java и C#), что позволяет создавать классы практически сразу после изучения записей, процедур и функций. Ряд модулей системы программирования Pascal ABC специально создавался для учебных целей:Модуль растровой графики GraphABC обходится без объектов, хотя его возможности практически совпадают с графическими возможностями Borland Delphi. Он доступен в несобытийных программах и позволяет легко создавать анимацию без мерцания. Модуль Events позволяет создавать простейшие событийные программы без использования объектов (события представляют собой обычные процедурные переменные). Модули Timers и Sounds позволяют создавать таймеры и звуки, которые также реализованы в процедурном стиле. Эти модули можно использовать даже в консольных программах. Модуль контейнерных классов Containers позволяет работать с основными структурами данных (динамические массивы, стеки, очереди, множества), реализованными в виде классов. Модуль векторной графики ABCObjects предназначен для быстрого изучения основ объектно-ориентированного программирования, а также позволяет создавать достаточно сложные игровые и обучающие программы. Модуль визуальных компонентов VCL позволяет создавать событийные приложения с главной формой в стиле Delphi. Классы VCL немного упрощены по сравнению с аналогичными классами Delphi. Имеется редактор форм и инспектор объектов. Технология восстановления формы по коду программы позволяет обойтись для приложения с главной формой одним файлом (!). В языке Pascal ABC имеются арифметические операции с типизированными указателями (в стиле языка C), а также тип complex, предназначенный для работы с комплексными числами.Компилятор Pascal ABC является компилятором переднего плана (front-end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде.exe-файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы примерно в 20 раз медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal, и в 50 раз медленнее этой программы, откомпилированной в среде Borland Delphi.В системе Pascal ABC ученик может выполнять так называемые проверяемые задания, обеспечивающие постановку задачи со случайными исходными данными, контроль операций ввода-вывода, проверку правильности решения, а также ведение протокола решения задач.Проверяемые задания реализованы в виде электронного задачника по программированию Programming Taskbook, содержащего 1000 задач по программированию разного уровня сложности (от простейших задач до задач на файлы, указатели и рекурсию) а также в виде исполнителей Робот и Чертежник, предназначенных для быстрого обучения основам программирования школьников младших и средних классов.В свободно распространяемую версию Pascal ABC & Programming Taskbook Mini Edition входит мини-версия электронного задачника (200 задач) и урезанный комплект задач для исполнителей Робот и Чертежник. Версия Pascal ABC & Programming Taskbook Complete Edition содержит полный комплект задач.


Никлаус Вирт В начале 70-х годов XX века швейцарский учёный Никлаус Вирт разработал язык программирования, и дал ему название Паскаль, в честь знаменитого французского математика XVII века, изобретателя первой счётной машины Блеза Паскаля. С помощью ЯП Паскаль можно разрабатывать программы самого разного назначения. Синтаксис этого языка интуитивно понятен даже тем, кто только начинает осваивать азы программирования.




Алфавит языка прописные и строчные буквы латинского алфавита от A до z, а также символ подчеркивания (_), который тоже считается буквой. Прописные и строчные буквы взаимозаменяемы (рАвНоЗнАчНы); арабские цифры; специальные одиночные знаки: + – * / =., : ; ^ $ специальные парные знаки: () { } ; составные знаки: =.. (* *) (..).








Структура программы Program NameProgram; {заголовок программы} Uses …;{раздел подключения модулей} Label …; {раздел описания меток} Const …; {раздел описания констант} Туре …; {раздел определения типов} Var …; {раздел описания переменных} Function …; Procedure …; {раздел описания функций и процедур} BEGIN... {раздел операторов} END.











Арифметические действия Если в программе записать: Writeln(3+8); То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 3+8 Если же записать: Writeln(3+8); //без апострофов То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 11, т.е. Pascal произведет сам расчёт Попробуйте вычислить выражение: 185(14+16)

Слайд 2

Структура программы

Программа на языке Pascal ABC имеет следующий вид: program имя программы;раздел подключения модулейраздел описанийbegin операторыend. Первая строка называется заголовком программы и не является обязательной. Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую. Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний могут отсутствовать. Операторы отделяются один от другого символом "точка с запятой".

Слайд 3

program имя программы;uses раздел подключения модулейvar раздел описанийbegin операторыend.

Слайд 4

Program – Программа; Uses – Использовать; Var– описание; Begin – Начало; End – Конец.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Команда uses – использование, откроется в отдельном окне

  • Слайд 13

    Напишем нашу первую программу: Дадим нашей программе имя, должно быть написано латинскими буквами, и не должно начинаться с цифры. Каждый оператор заканчивается - ; Write - это команда вывода в окно просмотра.

    Слайд 14

    Задача 1.

    Выведем на экран приветствие: "Добрый день". Programpriml;{необязательный элемент программыИмя этой программы prim1 (заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование символов точки и запятой). Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова begin в TurboPascal 7.0, после которого идет оператор языка}begin {Выводим текст} writeln("Добрый день");{В конце программы в TurboPascal 7.0 обязательно ставится оператор end.}end.

    Слайд 15

    Program priml; begin writeln("Добрый день");end.

    Слайд 16

    Задача 2.Ввод с клавиатуры значения переменной N

    program Inp; uses Crt; var N: integer; beginClrScr; write("Введите число с клавиатуры:"); readln(N); { Здесь программа приостановится и будет ожидать ввода с клавиатуры. Наберите на клавиатуре число, например 153, и нажмите клавишу Enter} writeln("Bы ввели число ", N); readln { Это оператор пустого ввода. Здесь программа опять приостановится и будет ожидать нажатия клавиши Enter. За это время вы успеете просмотреть вывод на экране.} end.

    Слайд 17

    programInp; usesCrt; var N: integer; beginClrScr; write("Введите число с клавиатуры:"); readln(N); writeln("Bы ввели число ", N); readln end.

    Слайд 18

    Расчет скорости тела при падении с башни

    Program Piza; const { Это раздел описания констант. Он находится перед разделом var } G=9.8; { Тип константы определяется автоматически, по форме записи числа. В данном случае из-за наличия десятичной точки это тип real } var V,H: real; begin write("Введите высоту башни:"); readln(H); V:=Sqrt(2*G*H); writeln("Скорость падения",V:6:3):{ Чтобы текст и число не "слиплись", после текста внутри апострофов добавлен пробел } readln end.

    Слайд 19

    ProgramPiza; constcrt; G=9.8; var V,H,N:real; begin clrscr; write("Введите высоту башни:"); readln(H); V:=Sqrt(2*G*H); writeln("Скорость падения",V:6:3): readlnend. crt, clrscr; - очистка экрана

    Слайд 20

    Слайд 21

    Система Pascal ABC

    Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. По мнению авторов первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным по возможностям языка программирования и иметь достаточно богатые и современные библиотеки стандартных подпрограмм. Язык Паскаль признан многими российскими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения. Однако, среда BorlandPascal, ориентированная на MS DOS, устарела, а среда BorlandDelphi с ее богатыми возможностями сложна для начинающего программиста. Так, попытка начинать обучение с написания событийной программы в BorlandDelphi вызывает у обучаемого массу сложностей и приводит к ряду неправильно сформированных навыков. Система Pascal ABC основана на языке DelphiPascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции в Pascal ABC допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения. Например, в модулях может отсутствовать разделение на секцию интерфейса и секцию реализации. В этом случае модули устроены практически так же, как и основная программа, что позволяет приступить к их изучению параллельно с темой "Процедуры и функции". Тела методов можно определять непосредственно внутри классов (в стиле Java и C#), что позволяет создавать классы практически сразу после изучения записей, процедур и функций. Ряд модулей системы программирования Pascal ABC специально создавался для учебных целей: Модуль растровой графики GraphABC обходится без объектов, хотя его возможности практически совпадают с графическими возможностями BorlandDelphi. Он доступен в несобытийных программах и позволяет легко создавать анимацию без мерцания. Модуль Events позволяет создавать простейшие событийные программы без использования объектов (события представляют собой обычные процедурные переменные). Модули Timers и Sounds позволяют создавать таймеры и звуки, которые также реализованы в процедурном стиле. Эти модули можно использовать даже в консольных программах. Модуль контейнерных классов Containers позволяет работать с основными структурами данных (динамические массивы, стеки, очереди, множества), реализованными в виде классов. Модуль векторной графики ABCObjects предназначен для быстрого изучения основ объектно-ориентированного программирования, а также позволяет создавать достаточно сложные игровые и обучающие программы. Модуль визуальных компонентов VCL позволяет создавать событийные приложения с главной формой в стиле Delphi. Классы VCL немного упрощены по сравнению с аналогичными классами Delphi. Имеется редактор форм и инспектор объектов. Технология восстановления формы по коду программы позволяет обойтись для приложения с главной формой одним файлом (!). В языке Pascal ABC имеются арифметические операции с типизированными указателями (в стиле языка C), а также тип complex, предназначенный для работы с комплексными числами. Компилятор Pascal ABC является компилятором переднего плана (front-end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде.exe-файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы примерно в 20 раз медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде BorlandPascal, и в 50 раз медленнее этой программы, откомпилированной в среде BorlandDelphi. В системе Pascal ABC ученик может выполнять так называемые проверяемые задания, обеспечивающие постановку задачи со случайными исходными данными, контроль операций ввода-вывода, проверку правильности решения, а также ведение протокола решения задач. Проверяемые задания реализованы в виде электронного задачника по программированию ProgrammingTaskbook, содержащего 1000 задач по программированию разного уровня сложности (от простейших задач до задач на файлы, указатели и рекурсию) а также в виде исполнителей Робот и Чертежник, предназначенных для быстрого обучения основам программирования школьников младших и средних классов. В свободно распространяемую версию Pascal ABC & ProgrammingTaskbookMiniEdition входит мини-версия электронного задачника (200 задач) и урезанный комплект задач для исполнителей Робот и Чертежник. Версия Pascal ABC & ProgrammingTaskbookCompleteEdition содержит полный комплект задач.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Урок 1. Моя первая программа Нашей первой программой будет программа-приветствие. Она просто выведет текст на экран компьютера и завершит свою работу. Мы также рассмотрим основные правила оформления программы. program First; begin write("Привет,"); writeln("друзья!"); writeln("Это вторая строка") end. Первая строка-заголовок программы. Program-служебное слово; First – имя нашей программы, его придумываете сами. В конце строки стоит «;» При перечислении инструкций Паскаля между ними нужно ставить «;» . Дальше идет тело программы. Оно всегда начинается со слова begin. Здесь в конце строки нет «;» Следующая команда или оператор выводит слово ПРИВЕТ на экран; текст для вывода всегда заключается в апострофы. (" "). Этот оператор выводит на экран слово ДРУЗЬЯ! и переводит курсор на следующую строку. Т.к. символы «ln» в операторе writeln означают «line» - строка. Здесь в конце строки «;» не обязательна, т.к. это последний оператор (перед end «;» можно не ставить). End – заканчивает тело программы и в конце обязательно стоит точка. В результате выполнения программы получаем

    Cлайд 3

    Как заложить программу в компьютер? Для начала рассмотрим этапы, которые должен пройти пользователь(программист) для того, чтобы увидеть на экране правильные результаты работы программы.

    Cлайд 4

    Схема прохождения этапов создания программы на компьютере. начало Edit (редактирование) Ошибка? Compile (компиляция) Ошибка? Build (построение) Ошибка? Run (выполнение) Ошибка? Конец Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет

    Cлайд 5

    Запустите программу Паскаль АВС со значка на рабочем столе Главное меню Переход - F10 Окно редактирование Переход из главного меню - Alt Окно вывода Запуск на выполнение программы – F9

    Cлайд 6

    Наберите в окне редактирования свою первую программу, запустите на выполнение кнопкой F9 . program First; begin write("Привет, "); writeln("друзья!"); writeln("Это вторая строка") end. Процессы компиляции и запуска программы на выполнение можно объединить, вызвав команду Run (F9) сразу после набора текста программы. Выход из программы осуществляется с помощью команды Exit в меню File. Задание 1. Напишите программу, которая выводит на экран текст: Важно Не путать Write и Writeln ! Проверяем.

    Cлайд 7

    Задание 2. Напишите программу, которая выводит на экран фразу «Всем привет!» 20 раз – в таблице из 5 строк по 4 столбца. Подсказка. Для задания расстояния между колонками используйте несколько пробелов. Напишите сначала только один оператор write? Который выведет одну фразу (не забудьте про пробелы). Затем скопируйте его еще 4 раза, чтобы получить целую строку. В конце не забудьте поставить переход на следующую строку (writeln). Копировать begin и end не нужно! Проверяем.