Анализ столбчатых диаграмм. Столбчатая диаграмма. Пакет «анализ данных»

>> Урок 11. Столбчатые и линейные диаграммы

Соотношение между величинами можно наглядно представлять столбиками или отрезками.

В таблице приведено время, которое тратят ребята на дорогу от дома до школы.

По диаграмме легко выводятся разные особенности отношений между величинами. Например, по нашей диаграмме сразу видно, что дольше всех добирается до школы Игорь, а быстрее всех - Таня, что Оля и Миша тратят на дорогу до школы одинаковое время - 15 мин, а дорога до школы у Саши и у Игоря отнимает больше 15 мин и т. д.

1 . Волшебная страна состоит из пяти частей: Розовой страны. Желтой, Голубой. Фиолетовой и Изумрудного города.

а) На столбчатой диаграмме показано количество осадков, выпавших за год в Голубой стране. Используя диаграмму, ответь на вопросы:

1) Сколько осадков выпало в сентябре?
2) Когда выпало самое меньшее количество осадков, а когда - самое большее?
3) В какие месяцы выпало одинаковое количество осадков?
4) Когда выпало 90 мм осадков, а когда - больше 90 мм?
5) Когда выпало меньше 60 мм осадков?
б) На сколько меньше осадков выпало в августе, чем в октябре?
7) Сколько осадков выпало за каждое время года? Сколько осадков выпало за весь год?

б) По данным таблицы построй столбчатую диаграмму выпадения осадков Изумрудном городе за год. Проанализируй ее.


в) На линейной диаграмме представлена информация о рождаемости детей в Розовой стране за год. Используя диаграмму, ответь на вопросы:

1) Сколько детей родилось в июле?
2) В каком месяце родилось больше всего детей, а в каком - меньше всего?
3) Сколько детей родилось летом? Сколько детей родилось за год?
4) На сколько больше детей родилось в мае, чем в апреле?
5) В какие месяцы родилось по 500 детей?
6) В какие месяцы родилось больше 600 детей?

Проведи ломаную линию, последовательно соединяющую верхние концы отрезков диаграммы, и определи, в какие месяцы рождаемость детей увеличивалась, в какие месяцы - уменьшалась, а когда не изменялась.

г) По данным таблицы построй линейную диаграмму рождаемости детей в Фиолетовой стране. Проанализируй ее.




2. Определи координаты точек А, В, С, D, Е и F л найди длину отрезков АВ, CD, EF.

3. Реши уравнения:

4. "Блиц-турнир".

а) Ворона Кагги-Карр пролетела за 4 часа а км. Какое расстояние она пролетит за 7 часов, если будет лететь с той же скоростью?

б) Элли прошла по долине b км, а по горной дороге - лишь 24 % этого пути. С какой скоростью шла Элли по горной дороге, если прошла ее за 3 часа?

в) В армии Урфина Джюса было c капралов, что составило 15 % числа солдат его армии. На сколько больше солдат, чем капралов, было в армии Урфина Джюса?

г) Урфин Джюс решил сделать для своей армии x деревянных солдат. За день он делает у солдат. Сколько солдат ему останется сделать после 9 дней работы ?

д) Моряку Чарли 5 лет назад исполнилось с лет. Сколько лет исполнится ему через 4 года?

5. В Розовой стране 540 000 жителей, что составляет жителей Голубой страны. В Желтой стране живет 40 % от общего числа жителей Розовой и Голубой стран, а в Фиолетовой стране - на 78 000 жителей больше, чем в Желтой стране. Сколько жителей в Изумрудном городе, если всего в Волшебной стране насчитывается 3 000 000 жителей?

6. Запиши множество натуральных решений неравенства:

7*. Нарисуй схему Волшебной страны, если известно, что Голубая, Фиолетовая и Розовая страны имеют общую границу с остальными четырьмя частями. Желтая страна и Изумрудный город не имеют между собой общей границы, причем Желтая страна окружена со всех сторон Великой пустыней, отделяющей Волшебную страну от остального мира.

Петерсон Людмила Георгиевна. Математика. 4 класс. Часть 3. - М.: Издательство "Ювента", 2005, - 64 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

4.5. Диаграммы структуры

Вторую большую группу показательных графиков составляют структурные диаграммы. Это такие диаграммы, в которых отдельные статистические совокупности сопоставляются по их структуре, характеризующейся соотношением разных параметров совокупности или ее отдельных частей.

Простейшим видом структурных статистических диаграмм являются диаграммы удельных весов, отражающие структуры сравниваемых совокупностей по процентному соотношению в них отдельных частей, выделяемых по тому или иному количественному или атрибутивному признаку (рис. 13). Эти диаграммы получены путем преобразования простой полосовой диаграммы с подразделенными полосами. Полосовые диаграммы удельных весов могут вскрыть экономические существенные особенности многих изучаемых экономических явлений.

Необходимо изобразить графически следующие данные, характеризующие структуру потребительских расходов населения в N-ом регионе за 2008-2009 гг.:

Таблица 6

Показатели

Все потребительские расходы

В том числе:

Продукты питания

Непродовольственные товары

Алкогольные напитки

Оплата услуг

Изобразим эти данные графически в виде полосовой диаграммы, цель которой показать изменение удельных весов потребительских расходов населения за два года.


Рис. 13. Динамика удельного веса потребительских расходов населения в N-ом регионе за 2008-2009 гг

Значительными преимуществами полосовых структурных диаграмм по сравнению с другими видами является их большая емкость, возможность отразить на небольшом пространстве большой объем полезной информации.

Другой широко распространенный метод графического изображения структуры статистических данных заключается в составлении структурных круговых или секторных диаграмм (рис. 14). Секторные диаграммы удобно строить следующим образом: вся величина явления принимается за сто процентов, рассчитываются доли отдельных частей в процентах. Круг разбивается на секторы пропорционально частям изображаемого целого. Таким образом, на 1% приходится 3,6 градуса. Для получения центральных углов секторов, изображающих доли частей целого, необходимо их процентное выражение умножить на 3,6 градуса. Секторные диаграммы позволяют не только разделить целое на части, но и сгруппировать отдельные части, давая как бы комбинированную группировку долей по двум признакам (см. рис. 14).

Рассмотрим построение секторной диаграммы по данным, представленным в таблице 7.

Таблица 7

Количество телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 г.

Количество телевизоров

ни одного

три и более

Доля группы к итогу, (%)

Построение секторной диаграммы начинается с определения центральных углов секторов. Для этого процентное выражение отдельных частей совокупности умножим на 3,6 градуса, т.е. 2 · 3,6 = 7,2 o ; 50 · 3,6 = 180 o ; 39 · 3,6 = 140,4 o ; 9 · 3,6 = 32,4 o . По найденным значениям углов круг делится на соответствующие сектора (рис. 14а).


Рис. 14 а. Удельный вес количества телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 году (простая структурная диаграмма)


Рис. 14 б. Удельный вес количества телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 году (структурная диаграмма с группировкой долей)

На рис. 14 а,б представлены два варианта структурной секторной диаграммы: а) простая; б) с группировкой долей.

Вариант б) помимо общего деления, показывает две специфические группы семей:

    семьи, имеющие два телевизора и больше;

    семьи, имеющие меньше двух телевизоров.

Такой тип диаграммы удобен для выделения отдельных, наиболее типичных групп совокупности. Так, в данном случае - это группа семей, имеющих менее двух телевизоров.

Каждая доля (сектор, группа секторов), выделенная из круга, строится на биссектрисе общего угла доли, т.е. центр дуги этой доли принадлежит биссектрисе и находится на заданном расстоянии от общего центра диаграммы. При большом числе долей, группировка дает хорошие результаты, позволяя лучше различать по своему весу нужные элементы совокупности.

Секторные диаграммы выглядят убедительно при существенных различиях сравниваемых структур, а при небольших различиях они могут быть недостаточно выразительны.

4.6. Диаграммы динамики

Для изображения и внесения суждений о развитии явления во времени строятся диаграммы динамики. В рядах динамики используются для наглядного изображения явлений многие диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и другие. Выбор вида диаграмм зависит в основном от особенностей исходных данных, от цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколькими неравноотстоящими уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 2008, 2010 гг.), то часто для наглядности используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не годны для изображения большого числа уровней, так как громоздки, и если число уровней в ряду динамики велико, то целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: когда целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; когда наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней.

Для построения линейных диаграмм используют систему прямоугольных координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т.д.), а по оси ординат наносят масштабы для отображения явлений или процессов. Особое внимание следует обратить на масштаб осей координат, так как от этого зависит общий вид графика. Обеспечение равновесия, пропорциональности между осями координат необходимо в диаграмме, так как нарушение равновесия дает неправильное изображение развития явления. Если масштаб для шкалы на оси абсцисс очень растянут по сравнению с масштабом на оси ординат, то колебания в динамике явлений мало выделяются, и наоборот, преувеличение масштаба по оси ординат по сравнению с масштабом на оси абсцисс дает резкие колебания. Если в ряду динамики данные за некоторые годы отсутствуют, это должно быть уточнено при построении графика. Равным периодам времени и размерам уровня должны соответствовать равные отрезки масштабной шкалы.

Рассмотрим построение линейной диаграммы на основании данных таблицы 8

Таблица 8

Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 2000-2009 гг.

Млн. тонн

Изображение динамики валового сбора зерновых культур на координатной сетке с неразрывной шкалой значений, начинающихся от нуля, вряд ли целесообразно, так как 2/3 поля диаграммы остается неиспользованным и ничего не дает для выразительности изображения. Поэтому в данных условиях рекомендуется строить шкалу без вертикального нуля, то есть шкала значений разрывается недалеко от нулевой линии и на диаграмму попадает лишь часть возможного поля графика. Это не приводит к искажениям в изображении динамики явления и процесс его изменения рисуется диаграммой более четко (рис. 15).

Рис. 15. Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 2000-2009 гг

Нередко на одном линейном графике приводится несколько кривых, которые дают сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя в разных странах. Примером графического изображения сразу нескольких показателей может служить рис. 16.

Рис. 16. Динамика производства никеля и цинка в регионе за 2000-2009 гг

Линейные диаграммы с равномерной шкалой имеют один недостаток, снижающий их познавательную ценность. Этот недостаток заключается в том, что равномерная шкала позволяет измерять и сравнивать только отраженные на диаграмме абсолютные приросты или уменьшения показателей на протяжении исследуемого периода. Однако при изучении динамики важно знать относительные изменения исследуемых показателей по сравнению с достигнутым уровнем или темпы их изменения. Именно относительные изменения экономических показателей в динамике искажаются при изображении их на координатной диаграмме с равномерной вертикальной шкалой. Кроме того, в обычных координатах теряет всякую наглядность и даже становится невозможным изображение рядов динамики с резко изменяющимися уровнями, которые обычно имеют место в динамических рядах за длительный период времени.

В этих случаях следует отказаться от равномерной шкалы и положить в основу графика полулогарифмическую систему.

Полулогарифмической сеткой называется сетка, в которой на одной оси нанесен линейный масштаб, а на другой логарифмический. В данном случае логарифмический масштаб наносится на ось ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годам, кварталам, месяцам, дням и прочее). Техника построения логарифмической шкалы следующая: необходимо найти логарифмы исходных чисел; начертить ординату и разделить на несколько равных частей. Затем нанести на ординату (или равную ей параллельную линию) отрезки, пропорциональные абсолютным приростам этих логарифмов. Далее записать соответствующие логарифмы чисел и их антилогарифмы, например (0,000; 0,3010; 0,4771; 0,6021; ... ; 1,000, что дает 1, 2, 3, 4 ..., 10). Полученные антилогарифмы окончательно дают вид искомой шкалы на ординате. Логарифмический масштаб лучше понять на примере.

Допустим, нужно изобразить на графике динамику производства электроэнергии в регионе за 1985 - 2009 гг., за эти годы оно возросло в 9,1 раза. С этой целью находим логарифмы для каждого уровня ряда (см. таблицу 9).

Таблица 9

Динамика производства электроэнергии в регионе за 1975 - 2004 гг. (млрд. кВт. ч.)

Найдя минимальное и максимальное значения логарифмов производства электроэнергии, строим масштаб с таким расчетом, чтобы все данные разместились на графике. В соответствии с масштабом находим соответствующие точки, которые соединим прямыми линиями. В результате получим график (рис. 17) с использованием логарифмического масштаба на оси ординат.

Рис. 17. Динамика производства электроэнергии в регионе за 1980-2009 гг

К диаграммам динамики относятся и радиальные диаграммы, построенные в полярных координатах и предназначенные для отражения процессов, ритмически повторяющихся во времени. Чаще всего эти диаграммы применяются для иллюстрации сезонных колебаний, и в этом отношении они имеют преимущество перед статистическими кривыми. Радиальные диаграммы делятся на два вида: замкнутые и спиральные. Эти два вида диаграмм отличаются друг от друга по технике построения, все зависит от того, что взято в качестве базы отсчета - центр круга или окружность.

Замкнутые диаграммы отражают весь внутригодичный цикл динамики одного года. Их построение сводится к следующему: вычерчивается круг, среднемесячный показатель приравнивается к радиусу этого круга, затем весь круг делится на двенадцать равных секторов, посредством проведения радиусов, которые изображаются в виде тонких линий. Каждый радиус изображает месяц, причем расположение месяцев аналогично циферблату часов. На каждом радиусе делается отметка в определенном месте, согласно масштабу, исходя из данных на соответствующий месяц. Если данные превышают среднегодовой уровень, то отметка делается вне окружности на продолжении радиуса. Затем отметки различных месяцев соединяются отрезками.

Необходимо изобразить с помощью замкнутой диаграммы объем выпущенных депозитных сертификатов по месяцам года (рис. 18).

Таблица 10

Объем выпущенных депозитных сертификатов на начало
месяца за 2009 год

Депозитные сертификаты - всего, млн.руб

Продолжение табл. 10


Рис. 18. Объем выпущенных депозитных сертификатов за 2009 г

Если в качестве базы отсчета берется окружность, такого рода диаграммы называются спиральными. Спиральные диаграммы отличаются от замкнутых тем, что в них декабрь одного года соединяется не с январем данного же года, а с январем следующего года. Это дает возможность изобразить весь динамический ряд за несколько лет в виде одной кривой. Особенно наглядна такая диаграмма тогда, когда наряду с сезонным ритмом ряд обнаруживает неуклонный рост из года в год.

Для отображения зависимости одного показателя от другого строится диаграмма взаимосвязи. Один показатель принимается за X, а другой за Y (т.е. функцию от X). Строится прямоугольная система координат с масштабами для показателей, в которой вычерчивается график. На рисунке 19 показана взаимосвязь между стоимостью основных производственных фондов и уровнем затрат на реализацию продукции.


Рис. 19. Зависимость уровня затрат на реализацию продукции от стоимости основных производственных фондов

Построенный выше график показывает, что с увеличением стоимости основных производственных фондов происходит увеличение затрат на реализацию продукции и данная зависимость двух показателей будет определяться линейной связью.

4.7. Статистические карты

Карты статистические представляют собой вид графических изображений статистических данных на схематичной географической карте, характеризующих уровень или степень распространения того или иного явления на определенной территории.

Средствами изображения территориального размещения являются штриховка, фоновая раскраска или геометрические фигуры. Различают картограммы и картодиаграммы.

Картограмма - это схематическая географическая карта, на которой штриховкой различной густоты, точками или окраской различной степени насыщенности показывается сравнительная интенсивность какого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления (например, плотность населения по областям или республикам, распределение районов по урожайности зерновых культур и т.п.). Картограммы делятся на фоновые и точечные.

Картограмма фоновая - вид картограммы, на которой штриховкой различной густоты или окраской различной степени насыщенности показывают интенсивность какого-либо показателя в пределах территориальной единицы. Картограмма точечная - вид картограммы, где уровень какого-либо явления изображается с помощью точек. Точка изображает одну единицу совокупности или некоторое их количество, чтобы показать на географической карте плотность или частоту появления определенного признака.

Вторую большую группу статистических карт составляют картодиаграммы, представляющие собой сочетание диаграмм с географической картой. В качестве изобразительных знаков в картодиаграммах используются диаграммные фигуры (столбики, квадраты, круги, фигуры, полосы), которые размещаются на контуре географической карты. Картодиаграммы дают возможность географически отразить более сложные статистико-географические построения, чем картограммы.

Развитие вычислительной техники и прикладного программного обеспечения сделало возможным создание географических информационных систем (ГИСов), которые представляют собой качественно новый этап в графическом представлении информации. Географическая информационная система - это система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных. ГИС включает в себя большое количество графических и тематических баз данных в соединениями с модельными и расчетными функциями, которые позволяют представлять информацию в пространственном (картографическом) виде, получать в различном масштабе многослойные электронные карты региона. По территориальному охвату различают следующие виды ГИС: глобальные, субконтинентальные, государственные, региональные и локальные. Предметная ориентация ГИС определяется решаемыми с ее помощью задачами, среди которых могут быть инвентаризация ресурсов, анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование.

Отчет

И др. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. – М.: Финансы и статистика , 2005.-256 с.: ил... в общеобразовательном учреждении Сетевая образовательная программа «Практикум по Добрострою». Содержание . Хартия "Об участии молодежи...

  • Практикум по дисциплине интернет-технологии для бизнеса

    Автореферат диссертации

    ... Практикум по дисциплине «Интернет-технологии для бизнеса» - М. Московский государственный университет экономики, статистики ... Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2003 Содержание Введение 4 1. Практическое занятие...

  • Практикум по синхронному переводу с русского языка на английский (с

    Документ

    Представляет собой единую по содержанию , но смешанную по форме - письменную... многих государств. Впечатляющая статистика : количество наркоманов в... 194 Линн Виссон Практикум по синхронному переводу с...

  • Численность населения

    1. Столбчатые диаграммы на рисунке 9 показывают численность населения крупнейших стран мира. Надпишите названия этих стран и определите место России по этому показателю.

    (По данным на 2013г. Россия занимает 9 место; 5 – Бразилия (201 млн), 6 – Пакистан, 7 – Нигерия, 8 – Бангладеш)

    1 – Китай; 2 – Индия; 3 – США; 4 – Индонезия; 5 – Пакистан; 6 – Нигерия; 7 – Бангладеш; 8 – Россия; 9 – Япония.

    2. Изменение численности населения страны зависит от двух основных процессов. Надпишите на схеме: а) их название; б) их слагающие.

    3. Постройте и проанализируйте график изменения естественного прироста населения России (на 1000 жителей) (рис. 10).

    С 1960 года естественный прирост населения России был положительным, но снижался, а начиная с 2000-ых годов, ЕП стал отрицательным.

    4. Естественный прирост в разных районах страны неодинаков. Перечислите причины, влияющие на его величину.

    5. Назовите виды миграций населения, их причины и характер. Отразите это на схеме.

    6. Перечислите и проанализируйте основные направления миграций в России:

    Городское и сельское население

    1. Постройте и проанализируйте диаграмму изменения соотношения городского и сельского населения России.
    Доля городского населения России с 1913 по 2002 г. Постепенно увеличивалась и с каждым годом продолжала свой рост, а доля сельского населения напротив – уменьшалась.

    Доля городского населения России, %
    1913г. – 17
    1940г. – 34
    1950г. – 43
    1960г. – 54
    1970г. – 62
    1980г. – 70
    2010г. - 73

    2. Назовите причины изменения доли городского населения. В какие периоды развития страны городское население росло особенно быстро и почему?

    Особенно быстро число городов (а, следовательно, и доля городского населения) возрастало в советский период. Это связано с активным развитием промышленности, возможностью найти работу, условиями труда и жизни.

    3. Дополните схему. Приведите примеры городов России с различными функциями.

    4. Сельские населенные пункты еще более разнообразны, нежели города. Они различаются:

    а) по происхождению.
    Назовите районы, в которых встречаются эти типы сельских пунктов:

    хутор - Европейская часть России, кроме южных районов
    село – центральные районы России
    деревня – центральные районы России
    станица - южные районы России
    аул – районы Северного Кавказа

    б) по функциям. Дополните схему.

    Национальный состав

    1. На рисунке 11 надпишите названия и численность трех крупнейших народов, проживающих в России.

    2. Приведите примеры народов России, принадлежащих к разным языковым семьям.

    3. Напишите названия крупнейших народов, проживающих в различных частях России.

    Сравнение определенных показателей в разных сферах жизнедеятельности человека очень удобно проводить посредством диаграмм. Программа Excel предлагает достаточно разнообразные виды для сопоставления любых типов данных. Построим сравнительные диаграммы.

    Как сделать сравнительную диаграмму в Excel

    Для сравнения разных типов данных могут использоваться следующие виды диаграмм:

    1. Круговые. Позволяют сопоставить доли отдельных элементов в общем значении. Такие диаграммы не совсем удобны для сравнения.
    2. Линейчатые. Позволяют сравнивать несколько значений в определенном диапазоне данных.
    3. Гистограммы. Вертикальные столбики для сопоставления значений в одном или нескольких диапазонах.
    4. Графики. Используются для иллюстрации тенденции изменения показателя. Если нужно сравнить несколько рядов данных, то в одной области строится несколько графиков.
    5. Точечные. Показывают взаимосвязь между двумя наборами данных. Представляют собой точки в области построения.
    6. Лепестковые. Отображают функциональную зависимость нескольких переменных. Данный тип диаграммы имеет вид криволинейного многоугольника с несколькими векторами, выходящими из центра. Векторные линии – оси координат по каждой категории.

    Все эти примеры можно скачать в одном файле в конце статьи. Построение любого типа сравнительной диаграммы начинается с составления таблицы с исходными данными. Общие требования:

    1. Все ячейки исходного диапазона заполнены.
    2. Строки и столбцы имеют подписи, которые Excel автоматически генерирует в подписи осей координат.

    Как программа воспринимает данные для столбчатых и линейчатых диаграмм и графиков:

    1. Каждая строка воспринимается Excel как отдельный ряд данных. На диаграмме это обособленная линия или столбик одного цвета.
    2. Каждое значение в строке – это точка на линейном графике или высота (длина) столбика.
    3. Заголовки строк – названия рядов данных (легенда).
    4. Заголовки столбцов – подписи одной из осей.

    Как Excel интерпретирует данные для круговых диаграмм:

    1. Программе нужен только один ряд данных (один столбец со значениями).
    2. Каждое значение в столбце – это сектор круга.
    3. Заголовки строк – подписи секторов (легенда).
    4. Название столбца – наименование ряда данных.

    В точечной диаграмме координаты каждой точки – значения из двух наборов данных. Из первого столбца – координата по оси Х. Из второго столбца – по оси Y.

    Рассмотрим на примере, как строится лепестковая сравнительная диаграмма:

    Изменения ВВП и инфляции показаны относительно одного центра.

    

    Показатели уровня экономического развития страны

    Используем диаграммы Excel для отображения некоторых сравнительных показателей экономического развития России. Уровень экономического развития определяют, в основном,

    • уровень ВВП / НД на душу населения;
    • отраслевая структура экспорта и импорта;
    • уровень и качество жизни.

    Ведущий показатель – ВВП.

    Сравним с помощью гистограммы значения ВВП на душу населения в США, Великобритании, Японии, Канаде и России за последние три года:


    Проанализируем диаграмму, сравнительные показатели экономического развития и сделаем все возможные выводы. Данные для построения взяты из Википедии (по списку МВФ). Сравнительные показатели экономического развития стран мало поменялись со времен Советского Союза. Вот диаграмма на основе значений 1991 года (ВВП на душу населения – цифра 1):

    Сравним ВНД на душу населения в этих же странах в 2015 году. Используем линейчатую диаграмму:


    Для иллюстрации уровня жизни населения возьмем индекс развития человеческого потенциала как наиболее широкий показатель, который можно представить в количественном виде. Помимо экономических данных, ИРЧП учитывает ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности и образования. Сравним индексы по странам с помощью лепестковой диаграммы (данные взяты за 2014 год из Википедии):

    Для сопоставления доли каждой отрасли в структуре экономики страны лучше использовать круговые диаграммы. Показатели по России за 2014 год:


    Так как доля сельского хозяйства и других областей первичного сектора достаточно низкая, вторичные и третичные сектора (производство, услуги, образование) преобладают, Россию можно охарактеризовать как развитую страну. Но индекс человеческого развития немногим выше среднемирового значения (ИРЧП в 2014 году в РФ – 0,798, в том же 1985 – 0,811).

    Столбчатые гистограммы – представляют собой совокупность столбцов в системе координат, предназначенных для демонстрации дискретных данных. Столбчатые диаграммы используются для отображения результатов сравнения одного показателя в разных условиях (например, результатов социологических опросов). Столбчатые диаграммы необходимо представлять в виде отдельных столбиков одинаковой ширины, поскольку они представляют дискретные данные, и никогда не должны связываться линией.

    Особое внимание необходимо уделить масштабной линейке: она должна точно соответствовать отсчету от нуля. В противном случае графический образ будет искажать данные. Если изначально необходимо ввести разрыв масштабной линейки (начать не от нуля, а с определенного значения), необходимо обозначить на данной оси "зигзаг".

    Рис. Пример столбчатой диаграммы

    Если диаграммы используются для представления дискретных данных, то гистограммы используются для представления непрерывных (частотное распределение). Гистограммы следует оформлять в виде касающихся друг друга столбиков.

    4. Построение и форматирование графиков .

    Набрать табличные данные.

    2. Выделить область данных вместе с одной строкой заголовка как это показано на рисунке:

    3. Вста вка ® Диаг рамма ® Выбрать тип диаграммы: график

    В поле ввода «Подписи оси Х » ввести диапазон, где располагаются подписи для значений по оси Х. Для этого необходимо:

    Нажать кнопку с красной стрелкой, которая располагается в правой части строки ввода;

    Выделить диапазон (значения графы «Объем производства »);

    Нажать Enter .

    В появившемся окне ввести: название диаграммы, подписи под осями X и Y , как это показано на рисунке:

    ® Нажать «Готово ». Получим:

    Полученное изображение графика не является приемлемым результатом. График практически не отражает информацию, представленную в таблице, для наглядного отображения которой он был предназначен.

    Необходимо увеличить размер диаграммы. Для этого необходимо выделить диаграмму щелкнув в нее мышью, причем щелчок мышью необходимо произвести по свободной от графических элементов области диаграммы. В этом случае вокруг диаграммы появляются черные квадратные точки (см. рис. выше), с помощью которых можно менять размер диаграммы. Если потянуть теперь за левую верхнюю угловую точку, то возможно будет увеличить или уменьшить размеры диаграммы.


    После увеличения размеров диаграммы необходимо изменить размеры отдельных блоков диаграммы таким образом, чтобы выделить представленную в диаграмме информацию, придать ей смысловую нагрузку.

    Для этого необходимо уменьшить кегль (размер) текста в текстовых блоках:

    Выделить тестовый блок;

    Установить размер шрифта как то показано на рисунке:

    После изменения шрифта текстовых блоков получим следующее изображение.

    Теперь необходимо изменить размеры графических блоков таким образом, чтобы наилучшим образом представить графическую информацию. Необходимо изменить размеры области построения графиков (область диаграммы) и области подписей рядов данных (легенды). Необходимо:

    1. Выделить область легенды, как это показано на рисунке ниже:

    2. Изменить размеры области подписей (см. рис. ниже), потянув за соответствующую черную точку изменения размера (масштабирования).

    3. Выделить область построения диаграммы.

    4. Изменить размеры области построения диаграммы (см. ниже):

    Из приведенного выше рисунка видно, что фон области построения диаграммы (серый) не способствует лучшему восприятию графической информации. Его необходимо изменить на белый или вообще отказаться
    от фона:

    1. Выделить область построения диаграммы.

    2. Вызвать свойства области построения диаграммы (двойной щелчок мышью по области диаграммы или вызов контекстного меню щелчком правой кнопки мыши ® Формат области построения )

    3. В открывшемся диалоге настройки в секции «Заливка » установить «прозрачная » и нажать OK . Результат представлен на рисунке ниже:

    Из полученного изображения диаграммы (см. выше) видно, что необходимо изменить цвет графиков на черный, а также толщину линий. Рекомендуется использовать черный цвет графиков, если данный график или диаграмму планируется распечатывать на черно-белом принтере.

    Последовательность действий:

    1. Выделить график как показано на рисунке (Повести указатель мыши к одному из графиков (указатель должен быть расположен прямо на линии) ® Один раз щелкнуть мышью.

    Если выделяется не весь график, а только его часть, то необходимо настроить внешний вид диаграммы в соответствии с образцом, как это показано на рисунке:

    Работа с круговыми и столбчатыми диаграммами производится также, как и с графиками. Единственным исключением является способ выделения области построения круговой диаграммы. Область построения является прямоугольной, в то время как на экране она выглядит круглой. Это и является источником затруднений. Для того, чтобы выделить область построения круговой диаграммы необходимо представить, что круговая диаграмма вписана в квадрат или прямоугольник и щелкнуть по одному из углов этого треугольника.