Соотношение понятий открытые данные и общедоступная информация. Общедоступная информация и информация ограниченного доступа. Государственная тайна. Какие виды информации ими являются

Понятие «общедоступной информации» определяется в статье 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (пункт 6 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Пункт 8 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» специально предусматривает, что бесплатно должна предоставляться информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Понятие «общедоступной информации» определяется в статье 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (пункт 6 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Пункт 8 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» специально предусматривает, что бесплатно должна предоставляться информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Основополагающим законодательным актом в области правового регулирования отношений, связанных с использованием средств массовой информации, является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г.).

Провозглашенная Конституцией Российской Федерации свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры. В Законе «О средствах массовой информации» установлено, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, также как учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежит ограничениям. Исключение из этого правила может быть предусмотрено только федеральным законом.Воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций посредством установления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средств массовой информации Закон определяет как нарушение свободы массовой информации, которое может повлечь ответственность, в том числе уголовную.

В ряде случаев законодательство и международные договоры специально предусматривает виды информации, доступ к которой не может подвергаться ограничениям.

Так, согласно статье 30 Конвенции ООН о правах ребенка в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) не могут быть отнесены к государственной тайне следующие сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

О привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

О состоянии здоровья высших должностных лиц России;

О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Рассматриваемые положения в полном объеме распространяются также на случаи распространения информации с использованием цифровых сетей, в том числе сети Интернет, причем вне зависимости от наличия регистрации соответствующих сетевых ресурсов в качестве СМИ или отсутствия такой регистрации.

Так, статьей 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривается, что распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица, а при использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей регламентируется положениями статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных Федеральным законом (пункт 2 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (пункт 6 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Некоторые положения, относящиеся к принципам использования информации в электронном виде, содержит также Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.), статья 4 которого закрепляет принципы ведения государственных реестров, содержащих сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Такие государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона. Так, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Ряд положений по вопросам реализации прав граждан на информацию закреплен действующими Указами Президента Российской Федерации.

Так, в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. № 2093 «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» и в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.) отмечается, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, государство должно стремиться к расширению реальных возможностей граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления; создавать условия для обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В пункте 3 данного Указа предусматривается, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, выражающихся:

В доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

В систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

В осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

В создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяется, что интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Значительный объем нормативного материала по вопросам обеспечения права на доступ к информации разработан на региональном уровне.

В качестве примера может быть приведен, в частности, Закон г. Москвы от 31 марта 2004 г. № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы», утвержденный постановлением Московской городской Думы от 31 марта 2004 г. № 74.

Согласно определению цели и сферы действия Закона г. Москвы «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы» (статья 1) он направлен на обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города. К числу такой информации отнесены:

Сведения о структуре и функциях органов власти, принимаемых ими решениях и другой деятельности, осуществляемой органами власти при реализации их полномочий;

Сведения о руководителях органов власти;

Тексты правовых актов, принимаемых органами власти, включая законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, указы и распоряжения Мэра Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы.

Такая информация должна являться открытой и доступной для ознакомления (статья 3), доступ к ней может быть ограничен только в случаях, установленных законом.

Статья 2 рассматриваемого Закона содержит определение понятия официального сайта органа власти города Москвы, под которым понимается совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения. Кроме того, в статье 3 данного Закона специально предусматривается, что доступ к информации о деятельности органов власти обеспечивается, в частности, путем размещения органами власти информации о своей деятельности в Интернете, согласно статье 5 Закона органы власти города Москвы «размещают информацию о своей деятельности на своих ».

Вопросы размещения информации о деятельности органов власти города Москвы в Интернете специально урегулированы в статье 6 Закона г. Москвы «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы», согласно пункту 1 которой в целях информирования граждан о своей деятельности Московская городская Дума и Правительство Москвы создают и поддерживают в Интернете и размещают на них информацию в соответствии с требованиями Закона, а также обеспечивают регулярное обновление информации на официальных сайтах.

При этом согласно пункту 2 указанной статьи к информации, обязательной для размещения на Московской городской Думы и Правительства Москвы, относятся:

Тексты законов и иных нормативных правовых актов города Москвы (включая сведения о внесении в них изменений и дополнений, а также о признании их утратившими силу либо недействующими);

Сведения об органе власти, включая информацию о его структуре и функциях, почтовом и электронном адресах, а также о номере телефона, по которому предоставляется справочная информация о данном органе власти;

Сведения о депутатах Московской городской Думы и руководителях органов исполнительной власти города Москвы (фамилии, имена и отчества, краткие биографические данные, время и место приема ими граждан);

Тексты официальных заявлений и выступлений руководителей органов власти, публикуемых в средствах массовой информации;

Сведения об основных мероприятиях, организуемых органами власти;

Сведения о законопроектной деятельности органов власти, включая тексты проектов законов города Москвы, внесенных в установленном порядке в Московскую городскую Думу, планы законопроектной деятельности;

Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию и динамику развития отрасли (сферы управления), входящей в компетенцию органа власти, а также прогнозы развития данной отрасли (сферы управления), подготовленные органом власти;

Сведения об открытых конкурсах (тендерах, аукционах, торгах), проводимых органами власти;

Квалификационные требования к кандидатам на замещение должностей государственной службы города Москвы и порядок поступления на нее;

Формы документов, установленных для представления гражданами и организациями в органы власти и подведомственные им организации, а также инструкции по их заполнению;

Перечень информационных ресурсов органов власти.

Распоряжением Правительства Москвы 27 октября 2004 г. № 2138-РП утвержден также специальный Перечень информации об основных мероприятиях, проводимых в городе, подлежащей обязательному размещению и еженедельному обновлению на официальных сайтах префектур административных округов и управ районов г. Москвы.

Ряд положений, связанных с использованием информационных ресурсов, содержит также Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» (с изм. и доп. от 28 декабря 2005 г.).

Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве» (с изм. и доп. от 10 октября 2001 г., 29 октября 2003 г., 22 декабря 2004 г., 15 июня 2005 г.) содержит специальную статью 16 «Предоставление информации в области образования», которая в целях поддержки развития системы образования органами государственной власти города Москвы предусматривает, что городской и окружные органы управления образованием предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации, а также способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.

Распоряжением Правительства Москвы от 5 декабря 2005 г. № 2449-РП «Об обеспечении деятельности центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, созданных в 2004 году» утверждено Типовое положение о центре общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, создаваемом на базе учреждений профессионального образования г. Москвы (Приложение 2).

В Московской области действует Закон Московской области от 11 февраля 2001 г. № 21/2001-ОЗ «О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании», принятый решением Московской областной Думы от 24 января 2001 г. № 9/121 (с изм. и доп. от 7 июля 2005 г.), а также Закон Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-ОЗ «Об информации и информатизации в Московской области», принятый решением Московской областной Думы от 25 февраля 1998 г. № 4/8) и Губернатора Московской области от 30 июня 1999 г. № 224-ПГ «О Реестре государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем Московской области».

Важные положения содержит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года и действующая в редакции с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.

Статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантируется свобода выражения своего мнения, включающая свободу «получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ». В то же время, как подчеркивается в пункте 2 той же статьи, «осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия."

Необходимость исключения неправомерных или расширения нецелесообразных ограничений права на информацию подчеркивается в Декларации о свободе коммуникации в Интернете, принятой Советом Европы в 2003 году, в число основных принципов которой входят, в частности, указания на то, что государствам-членам Совета Европы:

Не следует подвергать сетевой контент ограничениям, выходящим за рамки ограничений, уже существующих для других сред передачи информации;

Следует поощрять саморегулирование или совместное регулирование распространения информации в Интернете;

Запрещается превентивно фильтровать или блокировать доступ общественности к информации вне зависимости от границ, что не исключает возможности использования «семейных фильтров». Удаление или блокирования доступа к данным возможно, если установлено, что данные противозаконны.


См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев, М., 2003 г.

См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». - 2003 г.; Алексеев Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц». - «Юрайт - М», 2002 г.

Законодатель в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от критерия доступа подразделяет информацию на общедоступную и ограниченного федеральными законами доступа. Рассмотрим эти два правовых режима.

Общедоступная информация

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

К общедоступной информации относится:

  • 1) свободно распространяемая информация;
  • 2) информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в информационных отношениях;
  • 3) информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Таким образом, к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (режим массовой информации и общественного достояния). Сюда включаются также сведения, которые составляют общественные интересы, т.е. интересы любого лица (лиц), связанные с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.

Общедоступная информация может использоваться гражданами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения указанной информации.

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих данную информацию, указывать себя в качестве источника такой информации (ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Не может быть ограничен доступ:

  • 1) к нормативным правовым актам, которые подлежат обязательному опубликованию;
  • 2) информации о состоянии окружающей среды;
  • 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;
  • 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Помимо этого, ст. 49 Модельного информационного кодекса

стран - участников СНГ, принятого в Санкт-Петербурге 3 апреля 2008 г. , включает в этот перечень информацию о чрезвычайных ситуациях (происшествия, катастрофы, стихийные бедствия), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц; состоянии борьбы с преступностью и др.

Государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

По общему правилу гражданину предоставляется бесплатно информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная этими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация.

  • Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. 2008. № 42. С. 223-251.

Понятие

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

ч. 1 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

Кобщедоступной была отнесена информация о времени выхода в эфир теле- ирадиопередач, а также любая информация о фактических событиях окружающейдействительности <1>. Следует иметь в виду, что данное разъяснениедавалось в контексте законодательства об авторском праве, в то время какнеохраноспособность определенных сведений средствами авторского права неозначает сама по себе, что к такой информации неприменим иной правовой режим,ограничивающий доступ к ней, что исключает возможность отнесения ее кобщедоступной для целей Закона(коммерческой тайны, служебной тайны, государственной тайны и т.д.).

<1> Пункт 1информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практикирассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации"Об авторском праве и смежных правах"

Общеизвестные сведения

Понятиеобщеизвестности является наиболее разработанным в процессуальном праве, гдеобщеизвестность соответствующего обстоятельства является основанием,освобождающим от доказывания (ч. 1 ст. 61ГПК РФ, ч. 1 ст. 69АПК РФ).

можноприйти к выводу, что под общеизвестными сведениями можно понимать информацию,известную широкому кругу лиц и доступную для ознакомления в общедоступных ипроверяемых источниках, как-то: сведения государственной статистики <2>,сведения о научных открытиях, содержащиеся в научных изданиях, сообщения средствмассовой информации, сведения, содержащиеся в открытых государственныхреестрах, и т.д. К категории общедоступной информации Законотносит информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, содержащуюся навеб-сайте: www.zakupki.gov.ru (ч. 4 ст. 4ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд"). Общедоступной информацией являются так называемые открытые данные,размещенные на официальных сайтах государственных органов в сети Интернет.

<2>Часть 10 ст. 5ФЗ от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете исистеме государственной статистики в Российской Федерации".

Использование

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

- ч. 2 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

некотораяинформация может относиться к категории общедоступной по причине ее доступностив сети Интернет, но при этом быть запрещенной к распространению в России попричине отнесения к экстремистским материалам (см. п. 3 ст. 1,ст. ст. 11- 13 ФЗ"О противодействии экстремистской деятельности"). При этом, несмотряна наличие запрета на распространение такой информации, ее использование инымобразом, например посредством личного изучения, не запрещено.

Права на ссылку как на источник

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

- ч. 3 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

отношения,связанные с регулированием интеллектуальной собственности, выведены за рамки Закона.Сфера применения права обладателя информации на указание себя в качествеисточника общедоступной информации гораздо скромнее и по общему правилуохватывает лишь ту информацию, у которой нет автора в пониманиизаконодательства об интеллектуальной собственности. В случае совпадения в одномлице автора информации и ее обладателя в смысле Закона,право автора на имя будет поглощать право обладателя информации. В случаенесовпадения в одном лице автора и обладателя информации в принципе неисключено одновременное указание как автора, в порядке реализации им права наимя, так и обладателя информации как ее источника, правда, при условиисоблюдения прав автора и (или) правообладателя соответствующей информации.Наконец, не исключены ситуации, когда информация не является охраноспособной(например, новостные сообщения), в таких случаях обладатель такой информации,сделавший ее общедоступной, может в полной мере воспользоваться правом науказание своего имени (наименования) в качестве ее источника.

А.И. Савельев. Комментарий к 149-фз

Открытые данные

Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

- ч. 4 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

- ч. 5 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Здравствуйте!

Я подозреваю что разгадка лежит в пункте 4, статьи 7 закона об информации.

Вы правильно подозреваете.

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Суть открытых данных сводится не столько к обеспечению возможности ознакомления с информацией, создаваемой государственными органами (поскольку предполагается, что это уже обеспечено предыдущими поколениями законов), сколько к обеспечению возможности ее последующего использования заинтересованными лицами, посредством ее анализа, визуализации, создания приложений с ее использованием.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных. Как видно из указанной нормы, информация приобретает статус открытых данных при соблюдении нескольких условий:

1) такая информация должна быть размещена ее обладателем, в качестве которого выступает соответствующее публично-правовое образование, от имени которого принимается решение об отнесении информации к категории открытых данных соответствующим государственным или муниципальным органом власти в установленном порядке (Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 583

2) информация должна быть размещена в формате, допускающем ее последующую обработку без вмешательства человека (например: CSV, XML, JSON, ODS и др.). Данное условие связано с тем, что концепция «открытых данных» неразрывно связана с обеспечением совместимости таких данных с различными информационными системами для целей их последующего использования самими различными способами. В этой связи если данные размещены в форме отсканированного, но не распознанного документа, их дальнейшее использование существенно затруднено, поскольку для преобразования их в структурированный вид необходимо вмешательство человека в той или иной форме, следовательно, размещение такого документа не будет являться «открытыми данными».

Перечни информации, которые подлежат размещению в форме открытых данных, утверждены распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных». К такой информации относятся, в частности: план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год; результаты плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий; статистическая информация, сформированная федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным планом статистических работ, а также статистическая информация по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок; реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
Конкретный состав предусмотренных данным перечнем сведений определяется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства

ч. 4 ст. 7 Закона ничего не говорит об отсутствии юридических ограничений на последующее использование информации в форме открытых данных, в то время как большинство дефиниций открытых данных упоминают данный признак открытых данных в числе конститутивного. В качестве исключения возможно возложение обязанности указания источника информации и (или) распространения такой информации на аналогичных условия

Итог: С другой стороны, систематическое толкование положений ст. 7 Закона позволяет восполнить данный пробел. Поскольку открытые данные выступают в качестве разновидности общедоступной информации, то к ним применимы положения ч. 2 ст. 7 Закона , в соответствии с которой каждое лицо может использовать такую информацию по своему усмотрению. На свободный и бесплатный характер использования открытых данных указывается и в Методических рекомендациях по публикации открытых данных.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

«Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ „Об информации, информационных технологиях и защите информации“

(постатейный)
(Савельев А.И.)
(»Статут", 2015)